Рост доли малобюджетных клиентов в структуре абонентской базы заставляет сотовых операторов интенсифицировать продвижение услуг для корпоративных заказчиков. Понятно, что в бизнес-среде сосредоточена основная масса высокодоходных абонентов. Однако обострение борьбы за корпоративный сегмент обусловлено еще и тем, что операторы внедрили ряд новых технологий, на основе которых сформированы пакеты инновационных услуг с высокой добавленной стоимостью. Наблюдается общая закономерность: чем ниже ARPU операторской компании, тем выше ее активность в корпоративном сегменте. Тема настоящего обзора — нынешние и будущие услуги для бизнес-клиентов и условия их предоставления.

Корпоративный статус

Принципиальные требования операторов к компании, претендующей на получение статуса корпоративного клиента, довольно похожи: в рамках одного контракта заказчик обязан приобрести определенное количество телефонных номеров. При этом платежный баланс корпоративного абонента должен удовлетворять заданным значениям лояльности. В конечном счете оба фактора определяют размер скидок и номенклатуру дополнительных услуг связи. Однако в деталях подходы операторов к определению статуса бизнес-клиента значительно разнятся.

Так, в «Мобильных ТелеСистемах» (МТС) для присвоения организации статуса корпоративного клиента необходимо оформить на один контракт не менее четырех телефонных номеров. Причем ежемесячные платежи за услуги связи должны составлять не менее 1 тыс. долл., а средний платеж в пересчете на один телефонный номер при большом количестве подключенных абонентов — не менее 50 долл. Дополнительными требованиями являются шестимесячный «стаж» сотрудничества с данным оператором и своевременная оплата счетов за все телефонные номера.

В компании «ВымпелКом» статус корпоративного клиента присваивается юридическому лицу и ПБОЮЛ при условии приобретения ими (по одному договору) трех и более телефонных номеров для голосовой связи (независимо от типа подключения и стандарта телефонов), обслуживаемых по кредитной системе расчетов. Корпоративными абонентами МСС могут стать юридические лица, заключившие с фирмой соответствующий договор и имеющие на одном лицевом счете не менее четырех активных номеров.

Сеть «МегаФон» в Московском регионе предлагает аналогичные условия, правда, клиент должен подключить не менее пяти телефонов. Но дополнительные скидки предоставляются в том случае, если сумма ежемесячных выплат заказчика составляет не менее 1 тыс. долл.

Тарифы и скидки

Все рыночные игроки предоставляют бизнес-клиентам специальные ценовые условия. Размер скидок существенно различается в зависимости от количества подключенных телефонных номеров и величины ежемесячных платежей за предоставленные услуги.

Компания «Мобильные ТелеСистемы» продвигает программу корпоративного обслуживания, в рамках которой действует ряд льготных тарифов на разговоры для прямых номеров (тарифные планы «Фирма» и «Корпоративный») и для федеральных номеров («Фирма+», «Корпоративный+»). Они характеризуются более низкой абонентской платой или ее полным отсутствием. Кроме того, корпоративным абонентам, использующим федеральные номера, МТС предлагает тарифный план «Корпоративный актив». Он подразумевает минимальную плату за трафик 50 долл. в месяц и 500 минут местных соединений.

Корпоративные клиенты МТС имеют возможность пользоваться услугой «Закрытая группа пользователей». Она предназначена для предприятий с большим количеством сотрудников, которым необходимо постоянно находиться «на связи». Специальный тарифный план «Корпоративная группа» отличается еще более низкой стоимостью эфирного времени и позволяет исключить внеслужебные разговоры (связь возможна только между абонентами, входящими в группу).

«ВымпелКом» тоже предлагает целое семейство корпоративных тарифов и пакет услуг «Компания». Последний предусматривает скидки с общей суммы счета в зависимости от его величины (вне зависимости от используемых тарифных планов, исключая корпоративные). Абонентам «Компании» предоставляются скидки от 1 до 10% при средней сумме счета от 100 до 1 тыс. долл. Сумма счета включает в себя ежемесячную абонентскую плату, стоимость потребляемого эфирного времени (местная, международная и междугородная составляющие) и плату за пользование дополнительными услугами.

«Би Лайн» готов предоставить корпоративным клиентам дополнительные скидки с общей суммы. Но подобные условия возможны только при соблюдении в течение 3 месяцев следующих обязательств: общий счет за услуги связи — не менее 1 тыс. долл.; средний счет за услуги связи на один телефонный номер — не менее 50 долл.

Отметим, что стоимость звонков, совершенных при роуминге, и другие дополнительные платежи (операции, рассрочки, пени, задолженности) при решении вопроса о предоставлении скидки не учитываются.

Отдельно стоит упомянуть о совместном проекте «ВымпелКома» и компании «Корбина Телеком», предназначенном для абонентов сети «Би Лайн 800». Речь идет о семействе тарифных планов «Пушкин», которые рассчитаны преимущественно на представителей малого и среднего бизнеса, нуждающихся в доступной качественной мобильной связи в пределах Москвы и Подмосковья. Подписку на данные тарифы осуществляет «Корбина Телеком», являющаяся партнером «ВымпелКома» по предоставлению услуг сотовой связи стандарта TDMA-800. В соответствии с соглашением между этими фирмами «Корбина Телеком» отвечает за продажу услуг и весь спектр вопросов, связанных с обслуживанием клиентов.

Получив статус корпоративного клиента в сети «МегаФон — Москва», заказчик может значительно повысить эффективность использования услуг сотовой связи за счет корпоративных тарифных планов и системы предоставления дополнительных скидок с общей суммы счета. Размер последних зависит как от количества номеров, «прикрепленных» к одному лицевому счету, так и от суммы ежемесячных выплат. Например, подключив на свой счет 50 и более номеров, заказчик приобретает статус «ключевого корпоративного клиента». При сумме ежемесячных отчислений от 3 тыс. до 30 тыс. долл. (без учета услуг роуминга) он вправе рассчитывать на скидку 12-22%.

В МСС при приобретении корпоративными абонентами новых телефонов оператор предоставляет клиентам скидку, размер которой определяется количеством приобретаемых и/или уже имеющихся на лицевом счете телефонов. Однако льготная тарификация эфирного времени здесь отсутствует. На подключаемые абонентские номера заключаются договоры на обслуживание по тарифным планам «Фиксированный», «Профессиональный», «Безлимитный городской», «Безлимитный местный», «Безлимитный входящий», «Безлимитный 2001» и др. Размер скидки не может превышать стоимости базового комплекта нового радиотелефона.

Помимо обычных услуг связи, дополнительных сервисов, льгот и скидок операторы предлагают корпоративным заказчикам и ряд специальных услуг. Начнем с простейших.

Стандартный набор

В числе прочих МТС предлагает пакет услуг «Мобильный офис». Он включает в себя возможность передачи факсов и данных, а также выход в Internet без приобретения отдельных номеров и, соответственно, без дополнительной абонентской платы. Поскольку возможность приема/передачи факсов и данных поддерживается не всеми моделями телефонов, входящая связь по каналам передачи данных гарантируется только при звонке с мобильного телефона МТС (при условии, что оба абонента находятся в тарифных зонах «Столица» или «Область»). При входящем вызове из телефонной сети общего пользования (ТфОП) тип звонка (речь/факс/данные) в большинстве случаев автоматически не определяется и по умолчанию воспринимается как голосовой.

Необходимым условием для активизации услуги «Мобильный офис» является наличие у абонента оборудования для соединения мобильного телефона и компьютера (в зависимости от модели телефона это может быть PCMCIA-карта, ИК-порт и т. п.). Максимальная скорость передачи данных при пользовании услугой «Мобильный офис» сейчас составляет 9,6 Кбит/с (МТС еще не приступила к коммерческой эксплуатации услуг на базе технологии GPRS).

Компания «ВымпелКом» предлагает услугу MAIL 2SMS, обеспечивающую получение сообщений электронной почты на мобильный телефон. Эта услуга дополняет сервис Mobile eMail, который позволяет абонентам сети «Би Лайн GSM» посылать сообщения с мобильных терминалов на адреса электронной почты. Благодаря новой функциональности возможна не только отправка коротких сообщений на адреса e-mail, но и доставка электронной корреспонденции с компьютера на телефоны абонентов «Би Лайн GSM» московского региона.

«ВымпелКом» готов расширить возможности стандартного меню абонентских терминалов и создать, к примеру, новое меню, позволяющее автоматизировать технологические и бизнес-процессы (заказ товаров и услуг, просмотр банковских счетов и т. п.). Еще одна дополнительная услуга — мобильный доступ к корпоративным информационным ресурсам с мобильных терминалов, оснащенных WAP-браузером. Пользователи получают (при обеспечении безопасности с использованием специального протокола шифрования WTLS) доступ к электронной почте, корпоративным каталогам, календарю, ежедневнику, приложениям для совместной работы и системам Workflow. Сейчас эта услуга доступна клиентам, использующим в качестве почтовой системы Lotus Domino. Ее стоимость определяется индивидуально — в зависимости от требований клиента и сложности проекта.

Московская сеть «МегаФон» также помогает оптимизировать информационный обмен в тех компаниях, значительная часть сотрудников которых работает вне офиса. Продвигаемая на рынке услуга «Интра-Текст», основанная на технологии SMS, обеспечивает гарантированную доставку коротких текстовых сообщений адресатам. Дополнительные возможности этой услуги таковы: адресная книга, индикация статуса сообщения, шаблоны сообщений и групповая рассылка.

Fixed-Mobile Convergence

Те или иные решения, основанные на интеграции фиксированной и мобильной связи (FMC), готовы предоставить все действующие операторы мобильной связи стандарта GSM. Разница состоит лишь в активности продвижения услуги на рынке. В этом отношении инициатива по праву принадлежит «ВымпелКому». Еще в июле 2001 года он совместно с операторской компанией «Совинтел» приступил к коммерческой эксплуатации услуг FMC в корпоративном сегменте рынка.

Объединение абонентских линий «Совинтела» с мобильными телефонами «Би Лайн GSM» позволяет организовывать виртуальные частные сети с поддержкой единого плана нумерации. При этом клиент получает выгодные тарифы на обслуживание сотового телефона, значительные скидки на внутрикорпоративные соединения, междугородную и международную связь.

«Стандартный пакет» услуг FMC включает поставку клиенту сотовых радиотелефонов с федеральными номерами «Би Лайн», подключенных по корпоративному тарифному плану. Звонки с мобильного телефона в офис и обратно можно осуществлять, используя короткий набор. Если при звонке на офисный телефонный номер абонент не отвечает, вызов автоматически переадресуется на мобильный телефон. Такое подключение предусматривает льготную тарификацию всей входящей и исходящей связи с офисом клиента или другими сотовыми телефонами сотрудников компании.

В дополнение к «Стандартному пакету» можно получить единый прямой московский номер для двух телефонов — мобильного и офисного. В этом случае поступающий на московский номер телефонный вызов направляется одновременно на фиксированный и мобильный телефон, а соединение устанавливается с тем из них, на котором раньше будет поднята трубка (включая активизацию факсимильного аппарата и автоответчика).

Столичный оператор «Соник Дуо» продвигает похожее решение. Услуга «Интра-Сеть», основанная на технологии мобильной виртуальной частной сети, подразумевает объединение в группы всех фиксированных офисных и мобильных телефонов с присвоением внутренних коротких номеров и возможностью разделения прав доступа. Адресное пространство внутри виртуальной частной сети может охватывать несколько физических сетей, даже находящихся в разных странах. Конфигурация сетевой инфраструктуры определяется потребностями пользователя.

С помощью услуги «Интра-Сеть» можно создать систему коротких внутренних номеров для мобильных и фиксированных телефонов, находящихся вне частной сети. Такая структура позволяет оптимизировать расходы на связь, создать специальные шлюзы для междугородной и международной связи, а также организовать закрытые группы пользователей. Внутри частной сети можно установить несколько уровней доступа для персонала.

МТС предлагает услугу «Фиксированная связь». Она рассчитана на самый широкий круг клиентов, начиная с тех, которым необходим просто дачный телефон, и заканчивая офисами и банками. С помощью данного сервиса абоненты МТС могут осуществлять местную, междугородную и международную связь, пользоваться всеми сетевыми услугами МТС (в частности, службой коротких сообщений, переадресацией вызова, запретом вызова, голосовой почтой и др.), получать самые широкие возможности передачи компьютерных данных и факсимильных сообщений, задействовать мобильную сеть для выхода в Internet.

Оборудование фиксированной связи позволяет подключать мини-АТС или УАТС в учреждениях и офисах заказчика без дополнительных затрат на прокладку телефонного кабеля, а также организовывать шлюзы между сотовой и проводной телефонной сетью. Применение внешних направленных антенн дает возможность устанавливать связь на расстоянии до 25 км от базовой станции, причем даже в тех местах, где уже не работает мобильный аппарат.

По сути, МТС предлагает решение, аналогичное FMC от «ВымпелКома». Однако о результатах его продвижения на рынке почти ничего неизвестно.

Доступ к корпоративным ресурсам и Internet

В декабре 2002 года «ВымпелКом» и ЗАО «Эквант» объявили о вводе в эксплуатацию нового совместного решения для корпоративных клиентов на базе услуг «Корпоративный GPRS-доступ» и «Equant Mobile Access». Его основой стала технология передачи данных GPRS, достоинством которой является возможность соединения с корпоративной сетью в любое время и в любом месте на территории покрытия сети «Би Лайн GSM».

Для этого решения характерны также тарификация по объему трафика и возможность принимать звонки во время сеанса передачи данных. Сервис позволяет объединить средства фиксированной и мобильной связи для передачи голоса и данных. Таким образом, мобильный телефон становится универсальным средством доступа к любым видам корпоративных ресурсов: корпоративной почте и приложениям, базам данных и системам удаленного мониторинга.

Благодаря корпоративному GPRS-доступу сеть компании объединяет ее сотрудников независимо от их местонахождения. Одним из преимуществ решения «ВымпелКома» и «Экванта» является то, что обеспечивается доступ абонента непосредственно в корпоративную сеть. При этом аппарату мобильного абонента присваивается внутренний адрес локальной сети. А поскольку подключение производится не через публичную сеть Internet, открытую для атак злоумышленников, передача информации осуществляется в защищенном режиме.

Для подписки на данный сервис абоненту надо подключиться к сетям обоих операторов, направить заявку на активацию услуги и подключить к своему ноутбуку или PDA GSM-оборудование, поддерживающее режим работы GPRS (телефон, GSM-модем или PCMCIA-карту). Воспользоваться новой услугой на основе технологии GPRS можно как на территории покрытия сети «Би Лайн GSM» в Московском регионе, так и в сетях GPRS, эксплуатируемых роуминг-партнерами «ВымпелКома».

На сей момент это предложение «ВымпелКома» на рынке мобильной связи стандарта GSM остается вне конкуренции. Альтернативой решению «Корпоративный GPRS-доступ» может стать проект компании «Московская сотовая связь» (МСС) Alaris. Он базируется на использовании технологии FH-CDMA, применяемой для строительства сотовых сетей третьего поколения.

В отличие от конкурентов, предлагающих радиодоступ для решения конкретных задач, «Московская сотовая связь» намерена обеспечить комплексное решение, сочетающее в себе большой набор услуг. По сути, проект МСС не вписывается в классические рамки мобильной телефонии. Он предназначен для выполнения «перекрывающихся» задач, таких как радиодоступ в Internet, организация виртуальных частных сетей (VPN), объединение удаленных офисов и организация доступа к корпоративным сетям.

Около 30 базовых станций (точек радиодоступа) в сети Alaris обеспечивают покрытие по всей территории Москвы и значительной части Подмосковья. Радиооборудование Alaris работает на специально выделенных радиочастотах (безраздельно используемых оператором), что гарантирует абоненту устойчивые качественные характеристики связи.

WLAN и мобильные телефоны

В ноябре 2002 года «ВымпелКом» и Cisco Systems представили на рынке еще одно инновационное решение, расширяющее возможности мобильного доступа абонентов к Internet и корпоративным информационным ресурсам. Проект WLAN SIM-authentication EFT (Early Field Trial) предполагает организацию услуг широкополосного доступа для абонентов сетей сотовой связи на основе стандарта 802.11b. Отличительной чертой используемой технологии является применение телефонных SIM-карт для аутентификации абонентов беспроводного сервиса.

Новое решение будет интересно прежде всего тем пользователям сотовой связи, которым необходим доступ к ресурсам корпоративной сети или Internet не только с рабочего места, но и из точек общественного доступа в аэропортах, бизнес-центрах, гостиницах и др. Для работы абоненту необходимо иметь ноутбук, SIM-карту, беспроводный PCMCIA-адаптер и SIM-reader (устройство для чтения SIM-карт в PCMCIA- или USB-исполнении).

Оборудование беспроводной передачи данных компании Cisco обеспечивает роуминг между WLAN и сетями GSM, в которых задействована технология GPRS. Сочетание двух взаимодополняющихся технологий значительно расширяет границы применения услуг доступа. В случае перемещения абонента за пределы действия локальной сети активное соединение сохраняется, и пользователи могут продолжать работу.

Сейчас «ВымпелКом» ведет экспериментальные работы в тестовой зоне, которая состоит из нескольких фрагментов беспроводных локальных сетей (WLAN), построенных при участии компаний «Плюс Коммуникейшнс» и Gemplus. Первый фрагмент WLAN смонтирован в центральном офисе «ВымпелКома», второй — в офисе оператора в Сокольниках. Здесь установлены несколько точек доступа Cisco Aironet 350. Максимальная скорость передачи данных в локальной сети составит 11 Мбит/с. Каждая точка доступа может одновременно поддерживать работу около 30 активных пользователей.

Применение услуг WLAN-сетей абонентами «ВымпелКома» не ограничится зоной обслуживания «домашней» сети WLAN. В настоящее время быстро строятся сети беспроводных точек доступа в Великобритании, Финляндии, Норвегии, США и других странах. Во время деловых поездок абоненты смогут получать услугу WLAN-роуминга. При этом работа с Internet-ресурсами и доступ к корпоративным сетям будут такими же, как если бы пользователь не покидал пределов своего офиса. Технически WLAN-роуминг (как и GPRS-роуминг) не требует дополнительных настроек абонентского оборудования и программного обеспечения в ноутбуке.

Телематические услуги

Использование технологий GSM для организации телематических услуг операторы прорабатывают давно. Оказалось, что с коммерческой точки зрения наиболее перспективна организация транспортных диспетчерских служб, основанных на сочетании технологий глобального спутникового позиционирования (GPS/«ГЛОНАСС») и передачи навигационной и управляющей информации через сети мобильной связи. Все три столичных оператора GSM развертывают собственные решения в данной области.

Первая диспетчерская Internet-система WebLocator была введена в коммерческую эксплуатацию компанией «МегаФон-Москва» в содружестве с системным интегратором Race Communications. Система позволяет просматривать маршруты движения автомобилей на экране компьютера, определять текущее местонахождение транспорта и управлять им. Кроме того, можно вести учет и получать статистику параметров подвижных объектов, что повышает безопасность и скорость перевозок.

Бортовой компьютер системы, расположенный на транспортном средстве, определяет свои координаты при помощи глобальной спутниковой системы позиционирования (GPS) и обрабатывает показатели состояния подключенных к нему датчиков. Вся полученная информация через каналы GSM отправляется в информационный центр для последующей обработки и позиционирования объектов на электронной карте. В результате вся необходимая пользователю информация становится доступной через интерфейс Web-сайта системы.

Подключение этой услуги для корпоративных клиентов осуществляется по тарифному плану «Локатор». В компании считают, что WebLocator будет востребована среди корпоративных клиентов широкого профиля и представителей малого бизнеса. По расчетам разработчиков, использование системы оправданно, если фирма эксплуатирует более трех автомобилей, а объем ее ежемесячных грузоперевозок превышает 5 тыс. долл. По опыту использования подобных систем в других странах, «пустой» пробег машин сокращается на 15-20%, а уровень дисциплинированности водителей существенно повышается.

В настоящее время услуга определения местонахождения будет предоставляться на территории Москвы и ближайшего Подмосковья (20 км от МКАД). В первые месяцы 2003 года систему дополнят электронными картами России и Европы, а к середине года эта услуга станет доступной не только для корпоративных клиентов, но и для частных лиц.

В свою очередь, «ВымпелКом» и компания Nexo, предоставляющая услуги в области телематики, заявили о совместном проекте по выводу на российский рынок решения AutoConnex. «МегаФон» и «ВымпелКом» обещают провести дальнейшие усовершенствования системы при переходе на транспортную среду GPRS. Это позволит проводить мониторинг транспортных средств и подвижных объектов в режиме реального времени.

МТС развивает собственный проект диспетчеризации транспортных средств. С этой целью около года назад была создана дочерняя компания «Мобильные Телематические Системы Позиционирования». В 2002 году были запущены первые пилотные проекты. Один из них выполнен для небольшой транспортной фирмы, и действует в пределах автотрассы Москва — Санкт-Петербург. Второй проект (МТС-П) реализован на базе Зеленоградского автобусного парка. Однако о полноценном запуске услуги в коммерческую эксплуатацию пока объявлено не было.

Возможно все

В заключение стоит отметить, что перечисленные услуги позиционируются операторами как базовые, поэтому условия их предоставления формируются по заранее определенным сценариям. Тем не менее представители сотовых компаний подчеркивают, что работа с корпоративными клиентами строится на индивидуальной основе.

Исходя из этого, поставщики услуг готовы модифицировать продвигаемые сервисы и условия их предоставления в соответствии с пожеланиями заказчика. В принципе, современные технологические и организационные возможности операторов позволяют удовлетворить практически любые запросы клиентов в области мобильной связи (в рамках действующих лицензий). Единственное ограничение — платежеспособность заказчика.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями