В середине января Москву посетил Руди Лампрехт, член правления концерна Siemens и руководитель департамента «Мобильные сети связи и передачи информации» (Siemens ICM). На приуроченной к его визиту пресс-конференции были подведены результаты деятельности подразделения Siemens, специализирующегося на мобильных и беспроводных системах, а также озвучены планы на ближайшую перспективу.
РУДИ ЛАМПРЕХТ: «У российского рынка сотовой связи — огромный потенциал»

Хотя официальные итоги I квартала 2003 финансового года (в компании Siemens он начался 1 октября) будут опубликованы только в конце января, приведенные Лампрехтом цифры в целом совпадают с данными, которые были обнародованы высшими руководителями концерна на выставке CeBIT в марте прошлого года (см. Сети, 2002, № 9, с. 1). Сказанное означает, что на фоне затянувшегося кризиса в телекоммуникационной отрасли подразделение сохранило, а кое в чем даже улучшило завоеванные позиции.

Подразделению ICM, образованному в 1992 году, делегированы пять направлений деятельности. Это выпуск инфраструктурного оборудования для сетей мобильной связи, производство сотовых терминалов, бесшнуровых телефонов стандарта DECT, беспроводных модулей, а также поставка законченных решений. Сейчас первые два направления явно доминируют над остальными: в 2002 финансовом году объемы продаж инфраструктурных устройств и сотовых телефонов составили 5,4 и 4,3 млрд евро соответственно. Общий оборот подразделения Siemens ICM за этот период чуть превысил 11 млрд евро (годом ранее он равнялся 11,3 млрд евро).

Если верить оценкам экспертов Siemens, на сегодняшний день компания является ведущим мировым поставщиком бесшнуровых телефонов, оборудования для сетей GSM-R и решений для операторов, предоставляющих предоплаченные телекоммуникационные сервисы. Кроме того, ей принадлежит второе место в секторах коммутационного оборудования для сетей мобильной связи, устройств для радиорелейных линий и беспроводных модулей. Наконец, третье место в мире (и второе в Европе) Siemens ICM занимает на рынке устройств для сетей GSM, GPRS и UMTS.

Это третье место, возможно, кажется не очень убедительным, однако именно сектору базового оборудования и абонентских терминалов для сетей сотовой связи руководство компании придает особое значение. Во-первых, в связи с огромной емкостью данного рынка. Во-вторых, в силу гигантского рывка вперед, который именно в этом секторе совершило подразделение Siemens ICM за последние годы и который сделал его самым крупным среди 16 структурных единиц в составе Siemens AG.

По данным Dataquest, если четыре года назад в секторе мобильных телефонов Siemens принадлежало восьмое место, то уже в 2001 году фирма переместилась на третье (с долей рынка 7,4%), уступив лишь Nokia (35%) и Motorola (15%). Предварительные оценки самой компании свидетельствуют о том, что в минувшем году ее рыночная доля возросла до 9%. При этом руководство Siemens полагает, что в будущем данный показатель удастся увеличить до 15%.

Схожая картина наблюдается и в сегменте инфраструктурного оборудования для сетей мобильной связи. Если в 1999 году компания довольствовалась шестой позицией, то по итогам первых трех кварталов 2002 года она практически догнала Nokia (у каждой приблизительно по 12% рынка). Лидером осталась корпорация Ericsson (29%).

Примечательно, что Лампрехт подтвердил строгую приверженность Siemens европейским стандартам как второго, так и третьего поколения мобильной связи (то есть GSM и UMTS). Он отметил, что в течение ближайших четырех-пяти лет доля стандартов группы CDMA на мировом рынке вряд ли составит больше 30%, а потому для Siemens ICM они особого интереса не представляют.

Таким образом, корпорация пока не следует рекомендациям западных аналитиков, суть которых состоит в том, что для нее имеет смысл начать активное проникновение на рынки с активным применением технология CDMA. Кроме того, как можно было предположить, Лампрехт опроверг появившуюся минувшей осенью информацию о стратегической сделке между Siemens и Motorola, в соответствии с которой бизнес мобильных телефонов первой мог быть обменян на подразделение второй, занимающееся оборудованием CDMA.

В России успехи Siemens ICM еще более впечатляющи. По данным IDC, на протяжении последних двух лет компания является безусловным лидером по числу мобильных трубок (в 2002 году на нее пришлось 30% всех продаж) и инфраструктурных устройств (25%). Она занимает второе место среди поставщиков радиотелефонов (29% всех устройств); в большей степени отечественными пользователями востребована только продукция Panasonic.

Эти достижения, по заявлению Лампрехта, не исключают дальнейшего роста, прежде всего в секторе мобильной связи. Согласно недавно опубликованным данным ACM-Consulting, в конце 2002 года в России насчитывалось 17,8 млн абонентов сетей сотовой связи, что примерно соответствует 12-процентному охвату населения. Во многих странах Западной и даже Восточной Европы этот показатель значительно выше, так что теоретически данный рыночный сегмент имеет огромный потенциал для дальнейшего роста.

Прогноз развития числа абонентов сотовой связи в России

По оценкам все той же ACM-Consulting, через пять лет сотовыми телефонами будут пользоваться около 40% населения нашей страны (то есть почти 60 млн человек). Причем если в Москве и Санкт-Петербурге среднегодовые темпы прироста абонентской базы составят 15%, то в регионах только в наступившем году она вырастет сразу на 120% (см. рисунок). В результате если в 2002 году на долю Московского региона приходилось 40% всех абонентов, на Санкт-Петербург и окрестности — 12%, а на остальную территорию России — 48%, то уже в 2005 году значения этих показателей составят 19, 8 и 73%.

Активная работа Siemens ICM с ведущими российскими операторами (МТС, «МегаФон», СМАРТС, «Уралсвязьинформ», «Томская сотовая связь») позволяет руководству компании рассчитывать на то, что российский бизнес подразделения ICM будет расти в ногу с рынком и даже опережать его. Во всяком случае, Лампрехт не исключает того, что уже в ближайшем будущем каждые два из пяти продаваемых в России сотовых телефонов будут иметь логотип Siemens.