СЕРГЕЙ ЛОБОВ: «Теперь НР воспринимают как мощную интеграторскую фирму, располагающую передовым аппаратно-программным обеспечением»

Департамент программных решений Hewlett-Packard анонсировал стратегию развития софтверного направления компании на следующий год. «Глобальные» заявления по этому поводу прозвучали на конференции Software Universe, состоявшейся в конце ноября в Лиссабоне. А 10 декабря в Москве прошла посвященная той же теме пресс-конференция, на которой основное внимание уделялось претворению выбранной стратегии в жизнь на российском рынке.

Директор департамента Сергей Лобов охарактеризовал заканчивающийся год как период серьезного переосмысления имиджа компании в России. «Теперь HP воспринимают у нас не только в качестве принтерно-компьютерного производителя, но и как мощную интеграторскую фирму, располагающую передовым аппаратно-программным обеспечением для автоматизации процессов управления», — подчеркнул он.

Здесь следует остановиться, ибо в данном случае под процессами управления нужно понимать не привычную для ИТ-специалистов бизнес-деятельность отдельных подразделений и предприятия в целом, а мероприятия по обеспечению работоспособности корпоративной ИТ-инфраструктуры. Иными словами, HP вовсе не собирается позиционировать себя в качестве универсального поставщика программных решений для бизнеса.

Компания по-прежнему планирует развивать ПО «промежуточного слоя», которое занимает место между телекоммуникационной сетью и конечным потребителем услуг. Однако теперь она сосредоточится на реализации новой концепции адаптивного управления информационной инфраструктурой, которая призвана ускорить отдачу от корпоративных инвестиций в эту область.

Идея концепции состоит в том, чтобы наделить ИТ-инфраструктуру свойствами, позволяющими ей адаптивно модифицироваться в соответствии с меняющимися бизнес-требованиями. Эту задачу предприятия телекоммуникационные операторы смогут решить благодаря внедрению у себя платформ OpenView и OpenCall, снабженных дополнительными функциональными модулями. Дальнейшее развитие «фирменной» методики HP под названием ITSM («управление ИТ-услугами») также основано на использовании модулей платформы OpenView.

Как сообщил Сергей Лобов, минувшим летом компания решила прекратить разработку продуктов класса middle-ware NetAction. С нынешнего года Hewlett-Packard активно инвестирует в создание связующего ПО независимыми партнерами (ISV). Вектор развития продуктов OpenView и OpenCall нацелен снизу вверх, от уровня управления ИТ-ресурсами сети к управлению добавленной стоимостью ИТ-услуг.

В процитированном Лобовым отчете IDC утверждается, что по состоянию на середину 2002 года 67% крупнейших зарубежных компаний использовали продукты для управления ИТ-инфраструктурой, 25% перешли на уровень управления ИТ-услугами и только 8% внедрили решения для управления ИТ-услугами с добавленной стоимостью. Между тем рыночные перспективы программных продуктов этого класса весьма радужны, поскольку при их внедрении можно добиться сокращения до 63 дней периода возврата инвестиций в ИТ-подразделения (при средней численности персонала компании около 20 тыс. человек). Подсчитано с точностью до 100 долл., что средняя экономия бюджета такого подразделения (из расчета на каждую сотню пользователей) за три года достигнет 246 100 долл.

Относиться к подобным прогнозам можно по-разному. Очевидно лишь то, что роль платформ управления телекоммуникационными услугами будет расти вместе с требованиями к производительности и устойчивости работы сетевых служб.

Технический консультант по программным решениям HP Сергей Знаменский более подробно остановился на характеристиках новых модулей, включенных в состав платформы OpenView. В целом она сохранила базовые свойства и, в частности, функциональную «самодостаточность» отдельных модулей, благодаря чему возможно гибкое разделение внедренческих проектов на этапы. А если учесть, что стоимость продуктов для управления сетями и службами исчисляется сотнями тысяч долларов, это — не самый последний аргумент при выборе поставщика.

Интегрированное управление ИТ-услугами на базе OpenView включает в себя сбор и обработку информации, а также выдачу рекомендаций техническим специалистам на трех уровнях — сетевых служб, взаимодействия с пользователями и обеспечения бизнес-требований. На первом уровне осуществляются мониторинг и контроль за производительностью используемых всеми сетевыми службами ресурсов, узлов и элементов сети, выполняются задачи предотвращения сбоев.

За этот участок «отвечают» модули OV Operations и OV Network Node Manager (в новой версии ПО в последний интегрировано решение Insight Manager ProLiant, доставшееся HP в наследство от поглощенной Compaq). Кроме того, в модуль управления сетевыми операциями вошла технология, заимствованная из оригинальной платформы Compaq TeMIP (в виде HP OpenView TeMIP 5.0), которая в свое время считалась лидером в области управления телекоммуникационными системами.

Интегрированный модуль OV TeMIP 5.0 фактически «стирает различия» между механизмами управления информационными и коммуникационными элементами ИТ-инфраструктуры и обеспечивает истинную конвергентность платформы OpenView. Теперь она может взаимодействовать как с традиционными системами связи, основанными на коммутации каналов, так и с пакетными сетями IP и ATM.

В состав обновляемой платформы HP OpenView будет включена и третья версия ПО OV Storage Area Manager, обеспечивающая конфигурирование, оптимизацию, управление и контроль за доступом к современным гетерогенным сетям хранения данных. Все перечисленные модули и системы первого уровня управления попутно формируют интегральную оценку степени использования ИТ-ресурсов. Постоянная проверка этого параметра позволяет заказчику своевременно планировать мероприятия по наращиванию мощности ресурсов и грамотно организовывать процесс бюджетирования.

Для каждого отдельно взятого сетевого сервиса (будь то электронная почта, Web или доступ к хранилищам данных) платформа может определить древовидную структуру связей элементов, участвующих в его реализации. Генерация графического представления структуры сервиса осуществляется автоматически или вручную (при инсталляции системы) и помогает администратору быстро локализовать проблемы в сети.

На уровне обеспечения бизнес-требований модуль HP OpenView Service Level Management предоставляет поставщику ИТ-услуг эффективный инструмент контроля за выполнением контрактов SLA. Этот модуль позволяет выбирать базовые параметры работы сети и конфигурировать на их основе полный список требований SLA. Затем система автоматически выдает предупреждения администратору сети о приближении параметров обслуживания к критической величине, определяет возможные варианты решения проблемы и перенаправляет трафик по альтернативному, менее загруженному маршруту.

Что же касается архитектурных особенностей системы, стратегия развития HP OpenView предусматривает переход к единому типу пользовательского интерфейса для всех модулей. Унификация, скорее всего, будет проведена с помощью технологии Web-консоли, которая обеспечивает максимальную простоту представления информации. Постепенный переход к новой, «поуровневой» архитектуре построения OpenView должен способствовать и качественно новым возможностям интеграции данных из различных источников в удобные и полезные отчеты.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями