В начале декабря российский Internet претерпел серьезные изменения, откатившись в своем развитии на несколько лет назад, когда кратчайший путь IP-пакета из Москвы в Москву проходил через Нью-Йорк. Причиной этого послужил отказ «РТКомм.Ру» и «МТУ-Интел» от существовавшей со времен создания точки обмена MSK-IX практики бесплатного обмена трафиком (пиринга) в этой точке.

При одновременном выходе из пиринга двух достаточно крупных провайдеров возникла проблема на одном из крупнейших в России хостинг-центров компании «Зенон Н.С.П.», ибо последняя не успела быстро нарастить международный канал. Ситуацию удалось стабилизировать достаточно оперативно, но пользователи все же заметили недоступность некоторых сайтов. Это были первые жертвы начавшейся гражданской войны провайдеров за передел рынка.

Позиции сторон

«РТКомм.Ру» и «МТУ-Интел» объясняют свои действия появлением нового закона «О связи». Еще не вступив в силу, он уже разрушил существующий рынок, поскольку запрещает взаиморасчеты между провайдерами.

По мнению руководства «отделившихся» провайдеров, пиринг, по сути, является взаимозачетом. По идее, один провайдер должен платить другому за получаемый от него IP-трафик, который является основным товаром таких операторов. Однако из-за пиринговых соглашений стоимость проданного и полученного каждым провайдером трафика компенсируется, поэтому стороны не ведут денежных расчетов. В результате государство не получает налогов со сделок. Андрей Коротков, первый заместитель министра по связи и информатизации, прокомментировал сложившуюся ситуацию так: «Раньше существовал неправильный бизнес — на основе бартера, а теперь провайдеры будут платить».

Кроме того, руководители «РТКомм.Ру» утверждают, что российский IP-трафик стоит дороже международного. Такой перекос они объясняют тем, что каналов по территории России проложено очень мало и все они очень протяженные. Российские транспортные сети национального масштаба построены недавно, и обслуживающие их операторы придерживаются достаточно жестких планов окупаемости. Поэтому Internet-провайдерам, подобным «РТКомм.Ру» (которые покупают или арендуют IP-каналы у операторов типа «Ростелекома»), приходиться «транслировать» высокие расценки дальше по цепочке, то есть клиентам. Другой российский национальный провайдер — «ТрансТелеКом» — тоже подтверждает, что российский трафик стоит дороже международного.

Однако в действие вступили не только рыночные, но и, так сказать, снобистские соображения. В частности, «МТУ-Интел» не заключает с другим провайдером договора об обмене трафиком, если тот поставляет ему менее 7 Тбайт IP-данных в месяц. Для сравнения: весь исходящий трафик Web-узла Mail.ru, одного из крупнейших ресурсов Рунета, составляет около 16 Тбайт в месяц.

Операторы, не уложившиеся в этот норматив, считаются клиентами «МТУ-Интел», и на них распространяются те же расценки, которые действуют для конечных пользователей. А они еще выше, чем предлагает за российский трафик «РТКомм.Ру». «Нам неинтересны провайдеры, которые по всем параметрам должны быть нашими клиентами», — заявил Николай Репин, генеральный директор «МТУ-Интел».

Естественно, таких ISP, как «Зенон Н.С.П», «Демос-Интернет» и «Релком», данное предложение «МТУ-Интел» заинтересовать не может. Им выгоднее покупать российский трафик клиентов «МТУ-Интел» и «РТКомм.Ру» через международных операторов, сохраняя свои пиринговые соглашения. На нескольких Web-серверах был даже опубликован призыв к провайдерам организовать Российскую пиринговую группу (РПГ), члены которой продолжат придерживаться сложившейся практики.

До момента публикации этой статьи пиринг поддерживали также несколько национальных ISP, такие, как «ТрансТелеКом» и Global One, что обеспечивало региональную «связность» российского сегмента Internet. Правда, региональным провайдерам, прежде подключенным только к «РТКомм.Ру», пришлось срочно докупить дополнительные каналы к другим национальным операторам, чтобы оптимизировать доступ к «расслоившемуся» Рунету. В результате его разделение было локализовано в Москве.

Два сегмента Рунета

Сейчас все, вроде бы, стабилизировалось, хотя ни одна из враждующих сторон не собирается сдавать позиций. При этом провайдеры в один голос твердят о негативном характере происходящего, и не исключено, что очень скоро ситуация изменится.

Предпосылки очевидны: «расслоенная» конфигурация национальной IP-сети отнюдь не выгодна инициаторам данного процесса. Поскольку трафик поступает через иностранные компании, деньги провайдеров (и их клиентов) утекают к ним же. Страдают от этого перераспределения затрат обе группировки. Кроме того, действия «РТКомм.Ру» сподвигли региональных провайдеров воспользоваться услугами его конкурентов, в частности «ТрансТелеКома». В результате желание «РТКомм.Ру» улучшить свое финансовое положение за счет продажи внутреннего IP-трафика оборачивается лишь укреплением позиций конкурентов и западных провайдеров.

К сожалению, сохраняет нейтралитет третья сторона, чьим трафиком, собственно, и собираются торговать провайдеры. Речь идет о владельцах медийных Web-ресурсов. С их точки зрения, ISP-провайдеры занимаются очень прибыльным бизнесом, «покупая» трафик у медиа-ресурсов по отрицательному балансу (поскольку владельцы сайтов вынуждены оплачивать услуги хостинга), а затем перепродавая его по очень даже положительным расценкам.

При попытке объяснить порочность такой схемы провайдерам последние тут же отказываются от идеи «трафик — это товар» и утверждают, что продают услугу транспорта данных от одного клиента к другому. «Они получают деньги за рекламу, вот пусть и платят нам за возможность ее показывать», — прокомментировал свою позицию Николай Репин.

Если рассматривать сложившуюся ситуацию с точки зрения пользователей, замедлилась загрузка некоторых сайтов Рунета, доступ к которым осуществляется по зарубежным каналам. Естественно, задержки отрицательно сказываются на чувствительных ко времени прохождения сервисных пакетах.

Практически все провайдеры утверждают, что изменение конфигурации Рунета никак не скажется на стоимости услуг для конечных пользователей. Одни приравняли входящий трафик из выделившегося сегмента Рунета к обычному, российскому, а другие вообще не делят трафик на российский и международный. Тем не менее очевидно, что текущие расходы провайдеров увеличились, а значит — они захотят «ретранслировать» ценовую дельту на клиента.

Что произойдет через пару месяцев на отечественном рынке и какой окажется конфигурация Рунета — пока предсказать сложно. Очевидно одно: возврата к старой модели бизнеса ISP ожидать не стоит.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями