Компания «МТУ-Интел» и провайдер «2КОМ» объявили о начале совместного ведения бизнеса на рынке домашних сетей. Условия контракта не разглашаются, и, что именно стоит за словами «консолидация усилий», пока не совсем ясно. Однако на собранной по этому поводу пресс-конференции было заявлено, что теперь услуги «2КОМа» будут продаваться под брендом «Точка Ру». При этом партнеры намерены выстроить некую иерархическую систему продаж. Подробности на сей счет опять же не раскрываются.
НИКОЛАЙ РЕПИН не ожидает каких-либо перемен в корпоративном сегменте широкополосных услуг

Судя по некоторым высказываниям руководителей этих компаний, можно предположить, что «МТУ-Интел» попросту покупает бизнес «2КОМ». Объединение усилий позволит «МТУ-Интел» сразу и без дополнительных инвестиций удвоить свою абонентскую базу, говорится в пресс-релизе. «Таким образом, «2КОМ» становится нашей 41-й домашней сетью», — подчеркнул генеральный директор «МТУ-Интел» Николай Репин. Глава «2КОМ» Александр Хенкин намекнул на возможность инвестиций в его фирму, но прокомментировать условия их осуществления отказался.

Официальная мотивация сделки, прозвучавшая из уст представителей «МТУ-Интел», такова: к настоящему времени работа в корпоративном сегменте услуг широкополосного доступа, на котором ранее концентрировались основные усилия компании, полностью выстроена. В «МТУ-Интел» не ожидают каких-либо перемен на этом направлении. С другой стороны, на рынке домашних сетей в последние два года произошли большие подвижки, и крупные игроки наконец-то обратили на него взоры.

В этом секторе прежде всего привлекает динамика продаж. По словам Репина, сегмент домашних сетей растет на 200—400% ежегодно, и на него приходится уже 7% рынка Internet-услуг для физических лиц. Его общий объем оценивается в 12—15 млн долл. Кроме того, весьма высока рентабельность этих услуг. Так, организация соединения до квартиры абонента обходится оператору всего в 50—150 долл., а средняя доходность в пересчете на одного абонента составляет 20—25 долл. в месяц. Общий потенциал московского рынка домашних сетей огромен, его услуги могут быть востребованы каждым третьим жителем столицы, считают в «МТУ-Интел».

Недавно магистральный уровень сетевой инфраструктуры «МТУ-Интел» в Москве был дополнен недорогими ADSL-каналами, специально предназначенными для подключения домашних сетей. «Настало время переходить к новому этапу деятельности, чем и объясняется необходимость в партнерстве с «2КОМ», — заявил Репин.

В образовавшемся тандеме каждый будет делать то, что умеет лучше всего. «МТУ-Интел» располагает дешевыми каналами выхода в глобальный Internet и мощным брендом. «2КОМ» обладает промышленной технологией организации услуг с гарантированным качеством и опытом работы с «квартирными» абонентами.

По словам генерального директора «2КОМ» Александра Хенкина, затраты на организацию внешнего канала к домашней сети достаточно велики, а сотрудничество с «МТУ-Интел» позволит сервис-провайдеру сфокусироваться на решении задач «первой мили» (такова новая интерпретация устоявшегося термина). Благодаря достигнутым договоренностям, в «2КОМ» рассчитывают увеличить свои обороты на сотни процентов.

Официальная позиция сторон ясна, однако у события есть и другая подоплека. В начале декабря «МТУ-Интел» и Golden Telecom в одностороннем порядке отказались от прежней политики в области межоператорского взаимодействия, которая действовала с 1995 года. В соответствии с ней отечественные Internet-провайдеры (за исключением «РТКомм.Ру», появившейся в 2000 году) обменивались трафиком российского происхождения либо бесплатно, либо за фиксированную плату. Между участниками взаимодействия заключались пиринговые соглашения, а технически оно было реализовано в специально организованной точке обмена трафиком, расположенной в здании международной телефонной станции ММТС-9.

Но три вышеуказанных игрока рассудили иначе: внутрироссийский трафик необходимо тарифицировать в зависимости от объема, а не от расстояния, на которое он передается. То, что обмен данными фактически происходит между серверами маршрутизации, размещенными на соседних стойках в здании MМТС-9, якобы не имеет значения.

Глава «МТУ-Интел» отказался подробно прокомментировать причины изменения пиринговой политики. Он лишь заявил, что компания действует в русле общей стратегии, которая предусматривает установление максимально ясных и прозрачных отношений с партнерами. При этом действия «МТУ-Интел» не выходят за рамки правового поля. В данной связи выглядит странным, что генеральный директор фирмы оказался не осведомлен о расценках на передачу внутрироссийского Internet-трафика, на которые будет опираться «МТУ-Интел» при взаиморасчетах с партнерами. Хотя, возможно, Репин просто предпочел их не афишировать.

Любопытно, что ключевыми элементами себестоимости передачи трафика он назвал инфраструктурную составляющую и расходы на организацию отношений с партнерами. Но где же грань между партнером и клиентом? С кого «МТУ-Интел» намерен брать деньги, а кто будет признан партнером?

По словам Репина, в компании принят следующий критерий: если объем двустороннего трафика в точке обмена составляет менее 7—10 Тбайт в месяц, а соотношение исходящего/входящего потока — от 3/1 до 5/1 в пользу «МТУ-Интел», то провайдер не может рассчитывать на статус партнера. Следовательно, он обязан оплачивать полученный трафик в зависимости от его объема, как обычный клиент.

На фоне этих событий причины организации альянса между «2КОМ» и «МТУ-Интел» видятся совершенно в ином свете. Например, Репин сообщил, что партнерская программа включает в себя и задачи, определенные в пиринговом соглашении, поэтому необходимость в его отдельном заключении между «МТУ-Интел» и «2КОМ» просто-напросто отсутствует.

Цены на услуги доступа в домашних сетях «2КОМ» не изменятся. Однако в целом, заявил Хенкин, сложившаяся ситуация окажет влияние на московский рынок Internet-доступа. Он добавил, что сегодняшние действия крупных игроков носят временный характер и преследуют сиюминутные цели. Рано или поздно все вернется на круги своя.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями