Недавно «Центральный телеграф» (ЦТ) отметил свое 150-летие. История ветерана отрасли богата событиями, но наиболее драматичный период его развития пришелся на последние десять лет. Выступая на третьем Российском форуме телекоммуникаций, Растям Валишев, директор службы управления бизнесом ЦТ, рассказал о тех преобразованиях, которые позволили сохранить одно из старейших предприятий отрасли и вывести его на новый этап развития.

В начале 90-х годов услуги телеграфной и телексной связи наряду с услугами передачи в регионы газетных полос давали 100% доходов «Центрального телеграфа». Предприятие не имело собственных линий связи, поэтому все услуги оказывались на базе арендованных каналов. В своей рыночной нише «Центральный телеграф» был естественным монополистом, и какая-либо активность, направленная на стимулирование сбыта, попросту отсутствовала.

Начало рыночных преобразований в стране и либерализация отрасли связи привели к снижению доходов от оказания основных услуг примерно на 10% в год. По словам Валишева, довольно скоро руководство «Центрального телеграфа» осознало, что без серьезных преобразований предприятие в течение нескольких лет попросту сойдет со сцены.

Прежде всего было необходимо определиться со стратегией и направлением будущих преобразований. В 1991 году «Центральным телеграфом» совместно с крупнейшим американским оператором Sprint было учреждено предприятие «Спринт-Россия», позже преобразованное в «Глобал Один — Россия». Воспользовавшись авторитетом «Центрального телеграфа» и его традиционными связями в регионах России, дочернее предприятие сумело довольно быстро развернуть крупнейшую в стране современную сеть передачи данных.

В середине 90-х годов стартовал новый проект «Центрального телеграфа»: в Москве была развернута радиосеть пакетной передачи данных «Радиотел». (Она довольно эффективно эксплуатируется и сегодня, однако, по словам Валишева, связанные с ней ожидания оправдались не в полной мере.) Тогда же в «Центральном телеграфе» вызрело убеждение в необходимости строительства современной волоконно-оптической инфраструктуры. Компания приступила к реализации проекта «Центел», заключающегося в создании в московском регионе интегрированной интеллектуальной сети связи. Эта инициатива определила генеральное направление развития предприятия в последующие годы.

«На определенном этапе мы почувствовали, что процессы развития услуг и производственной базы вырвались вперед, а десятилетиями сложившаяся система управления внутрипроизводственных отношений тормозит развитие бизнеса», — сказал Валишев.

Платформу автоматизации управления предприятием в «Центральном телеграфе» выбирали весьма скрупулезно. Долго присматривались к SAP R/3, но сочли ее чересчур громоздкой. После долгих раздумий решили, что для управления производством компании необходима система, компоненты которой специально спроектированы под нужды телекоммуникационного сектора. Для формирования такой системы был приглашен авторитетный системный интегратор IBS. Сегодня партнеры ведут работы по оптимизации бизнес-процессов и подготовке к внедрению системы класса OSS/BSS. Кроме того, совместно с компанией «Юникон» на предприятии внедряется ERP-система Axapta.

Обновление стратегии развития и совершенствование бизнес-процессов вывели «Центральный телеграф» в число региональных лидеров телекоммуникационного рынка. Сегодня доля услуг телеграфной и телексной связи в доходах предприятия составляет всего 15%. Основные доходы компании приносят сервисы телефонной связи (в том числе по протоколу IP), доступа в Internet и аренды цифровых каналов связи. Все эти услуги оператор начал оказывать в течение последних десяти лет.

Структура доходов «Центрального телеграфа» от предоставления услуг связи за 9 месяцев 2002 года