Последние два года оказались для израильской компании VocalTec Communications довольно трудными. Ее оборот упал с 41,9 млн долл. в 2000 году до 28,4 млн долл. в 2001 году, а за три квартала текущего года объем продаж VocalTec составил всего 13,1 млн долл.

Однако руководство фирмы считает, что ситуация постепенно изменится. Это будет происходить по мере того, как телекоммуникационные операторы станут организовывать поддержку технологии передачи голоса по сетям IP (сначала в международных магистралях, а затем — в национальных и региональных сетях). Старший редактор журнала Network World Тим Грин побеседовал о перспективах распространения услуг IP-телефонии с председателем совета директоров и генеральным директором VocalTec Элоном Гейнором.

Насколько велик интерес телекоммуникационных операторов США к технологии передачи голоса по сетям IP?

Реальным преимуществом VoIP является возможность снизить расходы на транспортировку голосового трафика. Но сейчас компании ищут источники прибыли, которые не обязательно связаны с сокращением текущих и капитальных затрат. Что касается внутренних каналов большой протяженности, здесь мы пока не наблюдаем ощутимого подъема.

Реальные перемены происходят на тех рынках, где поставщики коммерческих услуг выступают в роли конкурирующих или альтернативных операторов. Вместе с ними появляются новые приложения и услуги (например, продажа предоплаченных телефонных карточек), которые гораздо проще и быстрее предоставлять с помощью систем VoIP. Иногда технология VoIP и вовсе является единственным способом их реализации.

В результате некоторые операторы рассматривают возможность замены своей традиционной инфраструктуры конвергентными платформами. Этот переход не может быть быстрым, но он уже осуществляется. И нас, без сомнения, ждут лучшие времена.

Когда же они наступят?

Большинство специалистов считают, что в 2006 году на долю служб VoIP будет приходиться половина мирового голосового трафика. Я разговаривал с представителями крупных операторов и могу утверждать, что они придерживаются именно этой точки зрения.

Что заставляет крупных операторов, предоставляющих услуги местной связи, переходить на VoIP?

Сегодня региональные операторы компании Bell, использующие инфраструктуру коммутации каналов, гораздо меньше фиксируются на повышении своей конкурентоспособности. Большинство их конкурентов ушли в небытие, и теперь стимулы к обеспечению устойчивости бизнеса у них не столь сильны, как прежде. А вот проводные операторы, сконцентрировавшиеся на традиционной телефонии, несут убытки. Так, в прошлом году доход SBC Communications от эксплуатации фиксированных линий связи уменьшился на 9%. Реальными конкурентами таких фирм становятся операторы мобильной связи.

Конкурировать в условиях мобильной экспансии можно лишь с помощью пакетной телефонии. Решить вопросы масштабируемости и завоевать доверие пользователей удастся только в том случае, если на смену традиционным коммутаторам придут системы программной коммутации.

На какие достоинства технологий VoIP нужно обратить особое внимание сотрудникам корпоративных информационных служб? Как им подготовиться к предстоящей смене технологий?

Имеет смысл начать с интеграции средств голосовой связи в уже развернутые корпоративными пользователями сети передачи данных. Традиционные телекоммуникационные операторы будут предоставлять услуги аренды приложений, организовывать необходимую техническую поддержку. В данном случае поддержка предусматривает совместную разработку перспективных планов и обеспечение работоспособности оборудования (как это делалось для офисных телефонных станций). Но все вопросы организации голосовой связи будут решаться на базе корпоративной сети передачи данных.

Первый этап реализации переходной стратегии позволит заметно сократить расходы на телефонные разговоры. Отмечу, что удаленные звонки в пределах одной организации обходятся очень недешево. Некоторые компании даже начали демонтировать свои УАТС, разворачивая оборудование IP PBX, но в большинстве организаций такие меры не приветствуются. Действительно, получается, что из эксплуатации выводятся надежные и еще не отслужившие свой срок продукты.

Я предложил бы добавить к привычному оборудованию специальные IP-шлюзы. Тогда любой сотрудник фирмы сможет позвонить своему коллеге в любой точке мира, набрав на офисном телефоне четыре или пять цифр. А дополнительные выплаты при этом не потребуются.

Что можно сказать о качестве голосовой связи по сетям IP? Требуются ли здесь какие-то гарантии?

Они нужны корпорации Cisco для успешной продажи ее продуктов. Вне сомнения, ее руководство захочет привлечь внимание потенциальных клиентов к оборудованию VoIP разных ценовых диапазонов. Предоставление же гарантий и повышение качества услуг осуществляются, как показывает жизнь, за счет использования средств общедоступной сети Internet, которая продолжает развиваться и совершенствоваться.

Можно ли улучшить связь на оконечных узлах пакетной сети?

Разумеется, можно. Мультисервисная система оценивает качество соединения, измеряя задержки пакетов и определяя загруженность трафиком того или иного маршрута Internet. Она способна и перевести звонок на любой выбранный маршрут в открытой области Internet или, если необходимый путь найти не удается, вернуть вызов в коммутируемую телефонную сеть.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями