АЛЕКСАНДР ХЕНКИН: «Мы ощутили спрос на новые продукты, и первые их инсталляции уже проведены»

Один из крупнейших московских сервис-провайдеров, «Компания 2КОМ», отметил свое десятилетие. На состоявшейся по этому поводу пресс-конференции генеральный директор «2КОМ» Александр Хенкин рассказал о становлении фирмы и подвел некоторые итоги ее деятельности.

История возникновения предприятия достаточно типична для российской сферы ИТТ. В 1992 году несколько инженеров одного из оборонных НИИ решили применить свои опыт и знания в условиях зарождающейся рыночной экономики, образовав собственную фирму.

Сначала компания предложила услуги доступа к биржевой и банковской информации. Дело в том, что середина 90-х ознаменовалась в нашей стране становлением биржевой деятельности. Множество брокерских фирм, разбросанных по территории России, остро нуждались в оперативной информации о текущих котировках акций на различных торговых площадках. Осознав это, в «2КОМ» решили соединить поставщиков и потребителей информации через сети передачи данных. Были разработаны свыше 30 специализированных баз данных и обеспечено их подключение к сетям, использующим протокол Х.25. Такие базы данных, как утверждает глава «2КОМ», сохранились и поныне.

Позднее, когда в России стали развиваться IP-технологии, «2КОМ» одной из первых в стране построил шлюз между сетями Х.25 и Internet. Затем был организован собственный модемный пул, и компания вышла на рынок с пакетом услуг Internet-доступа.

Сегодня обеспечение доступа к Internet остается одним из основных видов деятельности фирмы. Ее годовой доход в данном сегменте услуг составляет более 450 тыс. долл. «2КОМ» обладает мощным магистральным IP-каналом суммарной пропускной способностью 14 Мбит/с и модемным пулом, рассчитанным на 220 линий. Основными партнерами «2КОМ», предоставляющими внешние каналы передачи данных, являются Comstar, Cable & Wireless и Zenon.

Потом в стране всерьез заговорили о повременной оплате фиксированной телефонной связи. Рассудив, что введение «повременки» может попросту уничтожить бизнес сервис-провайдера, в «2КОМ» стали искать альтернативу услугам на основе dial-up-подключений. По мнению Хенкина, адекватным ответом на потенциальные изменения схемы тарификации телефонных соединений является организация домашних сетей, подключаемых к Internet по технологии xDSL.

В 1998 году «2КОМ» приступила к развертыванию локальных сетей в жилых домах столицы. Для учета и тарификации услуг специалисты «2КОМ» самостоятельно разработали сервер авторизации и разграничения доступа. К 1 ноября нынешнего года районные сети «2КОМ» охватывали 237 жилых домов (потенциально это более 50 тыс. квартир) в районах Новые Черемушки, Коньково, Беляево, Теплый стан, Ясенево и Бутово.

Ежемесячно число абонентов «2КОМ» увеличивается на 200-250 человек, а их общее количество достигло 3 тыс. Оттока подписчиков пока не наблюдается, поскольку спрос на услуги широкополосного доступа все еще преобладает над предложением. Правда, в сезон отпусков объем потребляемого трафика действительно снижается. Так или иначе, оборот «2КОМ» от реализации услуг широкополосного доступа составляет 600 тыс. долл. в год.

Когда проект «Домашние сети» окончательно встал на ноги, в «2КОМ» задумались о поиске новой рыночной ниши. Тогда же в компании обратили внимание на растущий рынок SOHO.

Все больше предприятий малого и среднего бизнеса подключают свои локальные сети к Internet с помощью выделенных каналов. При этом обостряются проблемы защиты и сохранности информации. Крупные фирмы поручают решение таких задач системным интеграторам, но малым — их услуги явно не по карману. Оборудование ведущих вендоров, позволяющее обеспечивать безопасность локальных сетей, стоит слишком дорого.

В 2002 году специалисты «2КОМ» разработали линейку недорогих устройств для организации защищенного доступа в Internet из информационных систем малых предприятий. Эти изделия основаны на аппаратной базе тайваньских производителей. Программное обеспечение различной функциональности создано непосредственно инженерами московской фирмы.

Сегодня она предлагает самые разные устройства — от простых IP-концентраторов стоимостью 100-150 долл. до многофункциональных Internet-шлюзов со встроенными межсетевыми экранами. Как сообщил Хенкин, в «2КОМ» уже ощутили спрос на новые продукты и первые их инсталляции проведены. Кроме того, совместно с «МТУ-Интел» прорабатывается возможность использования таких устройств в проекте «Точка РУ».

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями