Джон Ридли, сетевой администратор компании Coca-Cola, находится сегодня между двух огней. Первый из них исходит со стороны старого мира телефонии, использующей коммутацию каналов, а второй — со стороны нового мира технологий передачи голоса по сетям IP. Насколько быстро сетевому администратору Coca-Cola удастся продвинуться вперед, зависит в основном от того, какие стандарты IP-телефонии решат поддерживать ключевые производители и как четко они станут придерживаться этих стандартов.

Сам Ридли, рассматривающий возможность замены слабо связанных друг с другом старых аппаратных средств УАТС, причисляет себя к растущей когорте сетевых администраторов, которые считают, что продукты, базирующиеся на протоколе SIP (Session Initiation Protocol), позволяют извлечь максимальную выгоду из технологии VoIP. Подобные механизмы способны упростить задачи организации управления сетью и поддержки новых приложений, но только в том случае, если продукты будут полностью совместимы с технологией Ethernet.

«Основные трудности IP-телефонии на нынешнем этапе связаны с тем, что продукты разных производителей пока не обладают требуемой степенью интероперабельности», — отметил Ридли. Объединенная сеть его компании должна обслуживать около 70 тыс. сотрудников.

Сетевые администраторы опасаются, что производители повторят ошибки, которые были сделаны при проектировании продуктов, соответствующих спецификациям старой, имеющей менее развитые функциональные возможности технологии H.323. На этапе первоначального распространения этого стандарта разработчики получили так много свободы, что совместное функционирование продуктов разных поставщиков стало фактически невозможным.

«В мире есть очень много ленивых клиентов, которые подобно нам сидят на своих испытанных временем ресурсах в ожидании того момента, когда рынок станет достаточно совершенным», — пояснил Ридли.

Подготовка плацдарма для SIP

Работа над протоколом SIP, который сегодня получил статус стандарта IETF, началась в 1995 году. Он проектировался специально для сетей IP и поддерживает массу телекоммуникационных технологий, начиная с механизмов передачи голоса и заканчивая средствами мгновенной обработки сообщений и пересылки видеоданных. Кроме того, SIP позволяет клиентам уведомлять других адресатов о своем присутствии в сети, ставя в известность об этом либо всех пользователей, либо только членов определенных групп. Протокол SIP должен обеспечить поддержку новых служб, в частности инициирования телефонных звонков посредством Web, интерактивного перемещения по Web-сайтам с получением голосовых ответов, а также проведения конференций.

Протокол SIP считается более эффективным по сравнению с технологией H.323, которую часто критикуют за передачу избыточной служебной информации, пересылку по сети слишком большого числа сообщений и перегрузку каналов связи при интенсивном применении средств VoIP. Противники H.323 утверждают, что решение, получаемое в результате пересечения стандарта, изначально предназначенного для организации взаимодействия двух пользователей, с целым рядом других приложений, оказывается чересчур тяжеловесным.

В последние годы энтузиазм поклонников SIP растет благодаря реализации различными организациями новых проектов. Одной из них является ассоциация SIP Forum, объединяющая 27 компаний, куда входят Cisco Systems, Lucent Technologies и Nortel Networks. В прошлом году корпорация Microsoft стимулировала дальнейшее распространение протокола SIP, отдав ему свое предпочтение и отказавшись применять технологию H.323 в приложении Windows Messenger, которое еще со времен разработки ОС Windows 95/98 начало вытеснять компонент Windows NetMeeting.

Протокол SIP успешно выдержал все тесты, предложенные редакцией Network World и некоторыми промышленными группами (в частности, ассоциацией SIP Forum). Все это вселило в сетевых администраторов надежду на то, что продукты SIP после их появления на рынке смогут успешно взаимодействовать друг с другом.

Прошлогодний опрос представителей 96 компаний-производителей, проведенный журналом Network World и консультационным центром Miercom, показал, что около 73% клиентов используют продукты H.323, и лишь 40% отдают предпочтение механизму SIP. Однако примерно 51% опрошенных сообщили о своих планах встраивания поддержки SIP в свои продукты в течение следующего года.

Корпорации Nortel и Siemens относятся к числу производителей, стремящихся активно продвигать на рынок технологию SIP. Руководство Nortel объявило о своем намерении организовать в декабре поставки сервера Succession Communication Server для продукта Enterprise Multimedia Xchange (CSE MX). В свою очередь у Siemens уже сейчас имеются IP-телефоны, совместимые с SIP. А программное обеспечение HiPath IP PBX в будущей версии, выпуск которой запланирован на первый квартал 2003 года, наряду с ядром H.323, будет поддерживать и стек протокола SIP. Представители компании Alcatel также сообщили о том, что платформа OmniPCX IP PBX, которая должна появиться в следующем году, будет совместима с технологией SIP.

Кто не хочет совместимости?

Другие компании, в число которых входят корпорация 3Com, использующая для управления вызовами в телефонном сервере NBX собственную версию протокола H.323, и компания Avaya, проявляют гораздо меньше энтузиазма. Представители Avaya, которая сейчас находится на третьем месте в мире по объему продаж средств IP-телефонии, заявили, что оборудование IP-телефонии семейства ECLIPS сможет поддерживать как SIP, так и H.323, но при этом собственное решение, разработанное на базе H.323, по-прежнему будет выполнять роль «протокола по умолчанию».

И наконец, нельзя не остановиться на новостях, касающихся корпорации Cisco, которая занимает лидирующие позиции на рынке систем VoIP. Компания поддерживает протокол SIP в своих шлюзах, маршрутизаторах и некоторых моделях IP-телефонов. Кроме того, в ближайшем будущем средства поддержки этого протокола появятся в программном обеспечении корпоративных систем IP-PBX CallManager. Однако у аналитиков возникают резонные вопросы относительно того, будет ли компания делать ставку на собственные реализации протокола и сможет ли она обеспечить совместимость своего механизма SIP с продуктами других производителей.

«Голосовые решения Cisco содержат целый ряд компонентов, основанных на ее оригинальных разработках и спецификациях, которые еще не являются стандартом, — заметил в своем последнем отчете вице-президент Gartner Марк Фабби. — Хотя Cisco поддерживает SIP в целом ряде продуктов, интегрированные решения требуют использования разработанного специалистами корпорации протокола ?Skinny? или Skinny Call Control Protocol».

Базовая технология управления вызовами в корпоративных продуктах IP-телефонии по-прежнему построена на основе нестандартных решений. Кстати, корпорация Cisco недавно передала лицензию на право использования протокола Skinny и другим производителям, в частности компании Polycom.

Практически все разработчики сегодня используют в механизмах VoIP свои собственные решения, которые не позволяют наладить взаимодействие продуктов разных производителей. «Большинство компаний не хотят достижения интероперабельности, — подчеркнул старший аналитик компании Cahners In-stat/MDR Брайан Стрэйчмен. — Никто из них не предлагает клиентам приобрести телефонные системы IP-PBX, которые будут совместимы в том числе и с телефонами Cisco или 3Com».

В результате конкуренция в сегменте VoIP обостряется, а это в свою очередь заставляет производителей снижать цены и довольствоваться менее высокой прибылью. «Традиционный менталитет телекоммуникационных компаний проник и в мир IP-телефонии, — отметил Стрэйчмен. — Однако времена меняются. В конечном итоге все это станет гораздо более открытым».

H.323 здесь и сейчас

В то время как многие эксперты связывают будущее VoIP с протоколом SIP, мы пока по-прежнему живем в мире H.323. Эта технология широко используется в сети передачи голоса и данных ViDENet, которая была создана несколькими производителями еще в 1995 году и сегодня объединяет более 70 университетов, научно-исследовательских институтов и корпоративных сетей с помощью магистралей Internet и Internet 2.

Сегодня в сети развернуто более 500 шлюзов, IP-телефонов и графических станций, разработанных компаниями Cisco, Polycom и RadVision. Все члены сообщества зарегистрированы в центральном каталоге, который упрощает открытие голосовых соединений H.323 или сеансов видеосвязи.

«Причиной широкого распространения технологии H.323 стало то, что этот протокол в свое время на деле доказал совместимость с целым рядом готовых компонентов», — пояснила Джил Геммилл, которая до сентября нынешнего года возглавляла сеть ViDENet, а ныне исполняет обязанности заместителя директора по компьютерным технологиям Университета штата Алабама в Бирмингеме.

Нефтяная компания Schlumberger по тем же самым причинам выбрала реализацию H.323 поверх SIP. «Когда мы впервые стали присматриваться к проектам VoIP, технология SIP была совершенно новой, — отметил руководитель направления технических решений Schlumberger в области информационных технологий Брайан Сполницки. — Недавно компания установила в центре обработки вызовов оборудование УАТС, поддерживающее технологии IP и H.323 VoIP и обеспечивающее консолидацию информации от трех узлов, расположенных в Хьюстоне, Калгари и Каракасе.

Связь между центрами, поддерживающими около 60 агентов, организуется через каналы T-1 и частную территориальнораспределенную сеть Schlumberger DeXa.NET. Оборудование Telefonaktiebolaget LM Ericsson PBX с платами IP находится в Хьюстоне и поддерживает агентов в канадском и венесуэльском офисах посредством IP-телефонов на базе H.323.

Сполницки заметил, что его телефоны вполне могут обмениваться информацией с другими телефонами H.323 или с ПК на платформе Windows, на которых запущена программа NetMeeting, которая также построена на основе протокола H.323.

«В будущем протокол SIP может найти применение в других сегментах компании, — подчеркнул Сполницки. — Однако для реализации конкретных проектов в настоящий момент он еще не годится».


Рыночная доля ведущих производителей корпоративных VoIP-решений