В конце октября в Москву на встречу региональных представителей компании Boieng приехал ее старший вице-президент и президент подразделения Connexion by Boeing Скотт Карсон. Это подразделение занимается телекоммуникационным оснащением авиалайнеров крупнейших авиакомпаний. В своем интервью специальному корреспонденту «Сетей» Александру Семенову Скотт Карсон рассказал о масштабной программе коммуникационной модернизации действующего парка самолетов.

Чем вызвана новая инициатива Boieng и какова роль вашего подразделения в ее реализации?

За время своего существования компания Boieng накопила значительный опыт как самолетостроения и взаимодействия с авиакомпаниями, так и работы в космической сфере совместно с российскими предприятиями. Подразделение Connexion by Boeing сводит воедино все эти наработки, и одно из направлений его сегодняшней деятельности — установка систем широкополосной связи для пассажиров самолетов.

Благодаря реализации нашей инициативы пассажиры получат практически те же возможности доступа в Internet, которые имеются в их офисах. При помощи устанавливаемого на лайнеры оборудования и технологий спутниковой связи можно передавать данные с Земли на самолет со скоростью до 20 Мбит/с, а с самолета на Землю — со скоростью 1 Мбит/с. Такая производительность систем передачи позволит клиентам авиакомпаний в полном объеме пользоваться средствами электронной почты, двусторонними видеоконференциями, а пилотам — получить доступ к специальным приложениям для более эффективной эксплуатации самолета.

В прошлом году мы приняли обширные планы внедрения новых технологий Connexion by Boeing на американских авиалиниях. К сожалению, после событий 11 сентября у авиакомпаний США исчезла финансовая возможность модернизации их авиапарка, поэтому мы стали изучать спрос в других регионах мира. К нашему удивлению, интерес к подобным решениям в Европе и Азии оказался очень высоким. Не сомневаюсь, что и ваша страна примет участие в реализации планов фирмы, поскольку Boeing уже много лет взаимодействует с российскими коллегами.

Сотрудники российского офиса Boieng активно участвуют в расчете маршрутов движения авиалайнеров в российском воздушном пространстве. Наиболее важными с этой точки зрения являются маршруты, пролегающие через полярные широты, однако не меньший интерес представляют и транссибирские маршруты, которые используются японскими авиалиниями. Перелет по этим маршрутам занимает долгое время, и чтобы пассажиры чувствовали себя комфортно, их надо чем-то занять.

Расскажите, пожалуйста, поподробнее об уже разработанных и планируемых услугах Connexion by Boeing.

Сегодня существуют три-четыре приложения, о которых имеет смысл говорить. Первое — передача данных. Устройства, устанавливаемые на пассажирских местах, обеспечат клиентам возможность пользоваться электронной почтой, высокоскоростным доступом в Internet с полной гарантией безопасности соединения.

Второй сегмент услуг — потоковое видео. Мы планируем внедрить этот сервис за несколько этапов. Сначала будет обеспечена трансляция нескольких спутниковых телевизионных каналов — спортивных, новостных, развлекательных. По мере развития системы мы организуем трансляцию видеофильмов.

Третье направление представляет собой передачу голоса по протоколу IP (VoIP). Наконец, четвертое — это комплекс информационно-справочных услуг для пассажиров. Через нашу систему можно будет забронировать номер в гостинице, взять напрокат машину или заказать билеты на другие авиарейсы. Перелеты с одной или даже несколькими пересадками очень популярны в США, и рейсы приходится стыковать буквально по минутам.

А какое содействие окажут ваши инициативы пилотам и обслуживающему персоналу авиалайнеров?

Мы считаем, что для поддержки функционирования самолетов возможны множество услуг. Пока все они существуют только в наших планах и мечтах, но их внедрение обеспечит совершенно фантастическое будущее. Например, во время перелета члены экипажа смогут сбрасывать на Землю информацию о состоянии модулей самолета. Это важно по целому ряду причин. Скажем, при возникновении неполадок наземные службы успеют подготовить все необходимое и собрать специалистов для их оперативного устранения.

Кроме того, постоянный анализ работы систем самолета позволит наземным службам выявлять потенциальные дефекты еще до начала их негативного воздействия.

Мы уже тестируем самые простые варианты подобных приложений, передавая на землю информацию с бортовых самописцев самолета. Вскоре после трагедии 11 сентября мы попробовали передавать в диспетчерские службы изображения с двух бортовых видеокамер плюс радарную информацию о положении самолета, его курсе и скорости.

Надо честно признать, что мы еще не до конца оценили коммерческий потенциал этих приложений, которые, несомненно, очень важны для дальнейшего развития пассажирских перевозок. Мы планируем начать коммерческую эксплуатацию нашей системы с предоставления услуг пассажирам, а лет через двадцать основной задачей должна стать эффективная эксплуатация самолетов.

Имеются ли примеры коммерческой эксплуатации аналогичных систем?

Пока в отрасли авиастроения есть примеры использования похожих систем с меньшим быстродействием — 9,6 Кбит/с. Если сравнить его со скоростью нашего оборудования, то это похоже на передвижение пешком по скоростному шоссе.

Какой будет схема оплаты пассажирами телекоммуникационных услуг?

Параллельно с разработкой технологических деталей мы начали моделировать и различные схемы оплаты услуг. Уже в январе 2003 года мы приступим к коммерческой эксплуатации нашей системы на авиарейсе немецкой компании Lufthansa (маршрут Франкфурт — Вашингтон), а в феврале она будет внедрена фирмой British Airways (маршрут Лондон — Нью-Йорк).

Стоимость доступа к полному пакету услуг на этих маршрутах составит 30 долл. за рейс. У нас было альтернативное предложение (7 долл. за час), но мы решили остановиться на первом варианте. Если дело пойдет хорошо, то в течение 10 лет мы оснастим своими системами около 4 тыс. самолетов.

Расскажите, как работает ваша система, куда идут сигналы с самолета?

Наша система состоит из трех основных элементов. Один из них — приемно-передающая антенна на борту самолета. В первых образцах нашего оборудования использовались две антенны с фазированной решеткой, но сейчас мы перешли на параболические антенны. Они позволяют обеспечить надежную связь со спутником в высоких широтах — вплоть до 75? северной широты.

Другой важнейший элемент системы — находящиеся на геостационарных орбитах спутники, на которых мы арендуем транспондеры. Со спутников сигнал передается на Землю, а затем поступает в Internet.

Сначала сигнал будет поступать к пассажирам по кабельной системе самолета, обеспечивающей трансляцию развлекательных программ. Но системы беспроводной связи совершенствуются очень быстро, поэтому вскоре мы планируем воспользоваться ими для доставки сигнала каждому пассажиру. Основой передачи будет беспроводная сеть стандарта 802.11b, а затем мы перейдем и на 802.11a.

Чье оборудование устанавливается на воздушных судах?

Производитель сетевого оборудования и антенн — японская компания Mitsubishi Electric. Все разработки, связанные с установкой оборудования на борту российских самолетов, проводятся силами московского отделения Boeing.

Где расположены наземные станции связи и сколько их необходимо для поддержки функционирования ваших систем на всех авиалайнерах?

Сегодня мы эксплуатируем две наземные станции — в США и Швейцарии. Они будут обеспечивать работоспособность систем при полетах через Атлантику. Для авиарейсов из Европы в Азию необходимы, как минимум, две дополнительные станции — в Центральной России и Индии. Следующим шагом может стать модернизация лайнеров, совершающих перелеты через Тихий океан, для чего потребуются дополнительные наземные станции. Мы планируем приступить к реализации данной части программы в 2005 году.

Вероятно, установка ваших систем на воздушных лайнерах обходится весьма недешево. В чем может состоять выгода этой инициативы для авиакомпаний?

На этот вопрос непросто ответить. Устанавливая оборудование у наших заказчиков, мы остаемся его собственниками. За установку комплекта на один пассажирский самолет и допуск в нашу глобальную сеть связи придется заплатить 800 тыс. долл. Владелец самолета будет получать небольшой процент дохода от коммерческой эксплуатации системы.

В США и Европе достаточно популярны специально оборудованные самолеты для топ-менеджеров компаний, представляющие собой своеобразные воздушные офисы с возможностью проведения видеоконференций. В таких случаях оплата наших услуг может осуществляться по другим бизнес-моделям.