ГОД НАЗАД глава «Соник Дуо» Андрей Нечипоренко уверял, что его компания будет контролировать 30% новых подключений
В ноябре федеральный проект «МегаФон» отметил годовщину продвижения на столичном рынке. Накануне юбилея московский оператор сети — компания «Соник Дуо» объявила о подключении 200-тысячного абонента. Много это или мало? Ведь в 2002 году на развитие проекта «МегаФон-Москва» было выделено 138 млн долл. Чтобы ответить на этот вопрос, впору напомнить читателю основные этапы становления третьего столичного оператора GSM. Параллельно сопоставим динамику роста компании с целями, заявленными в момент ее старта, и средствами, затраченными на их достижение.

Инфраструктура

Начав коммерческую эксплуатацию сети, в которой насчитывалось 260 базовых станций, компания «Соник Дуо» не могла обеспечить удовлетворительного покрытия в Москве и области. Это стало негативным фактором, оттолкнувшим множество клиентов от нового поставщика услуг. Московский абонент — «тертый калач», и заверения в скором улучшении качества сигнала в расчет не принимает. Но в течение года «Соник Дуо» стремительно наращивает территорию обслуживания. К маю в сети задействовано 400 базовых станций, а к началу августа уже 470. В настоящее время компания эксплуатирует более 500 базовых станций и один коммутатор, емкость которого пока вдвое превышает фактическую нагрузку. Как заявил генеральный директор ЗАО «Соник Дуо» Леонид Денисов, сегодня по качеству покрытия сеть «МегаФон-Москва» практически не отличается от лидеров московского рынка. К концу 2003 году компания планирует обеспечить обслуживание своих абонентов на всей территории лицензионной зоны, а в начале 2003 года намечено расширение коммутационной емкости сети.

Тарифная политика

Во многом интерес москвичей к новичку подогревался нестандартной тарифной политикой и массированным рекламным давлением. За прошедшие 12 месяцев «МегаФон» предложил абонентам несколько тарифных планов: «Классический», «5+», «Нон-Стоп», «Прием» и пакет услуг для pre-paid-абонентов «GSM-Лайт». Официально руководство компании открещивается от политики демпинга как средства продвижения на рынке. В то же время «МегаФон» постоянно предлагает клиентам довольно радикальные схемы тарификации. Начав свое продвижение с отмены оплаты за входящие звонки после первой минуты разговора, «Соник Дуо» завершает год введением тарифов «Прием», в которых входящий трафик не тарифицируется вообще. Добавим к этому списку дисконтные услуги «Избранные» и «Счастливые часы», введение посекундной оплаты с начала разговора для абонентов «GSM-Лайт» и неограниченное общение внутри сети для пользователей тарифов «Нон-Стоп».

Дополнительные услуги

«Соник Дуо» сразу же вышел на рынок с пакетом дополнительных информационных и развлекательных услуг на основе SIM-меню. Тогда все аналитики отметили положительную реакцию пользовательской аудитории на предложенные сервисы. Кстати, уже 15 апреля 2002 года оператор на четверть снизил стоимость наиболее популярных служб. Руководители «Соник Дуо» не раз заявляли о лидерстве компании на рынке по доле доходов от продажи контента. «С каждого заработанного доллара десять центов приходится на дополнительные сервисы», — утверждает Проколов, советник генерального директора компании. Возможно, так и есть, но смущают два обстоятельства: стабильность показателя доходности во времени (эта цифра никак не изменилась в течение шести месяцев) и тот факт, что структура доходов от дополнительных услуг держится в секрете. МТС и «ВымпелКом» в свою очередь заявляют, что в данном вопросе очень многое зависит от методики расчета доходов, и пока она не будет унифицирована и прозрачна для аналитиков, судить об истинном положении вещей на рынке информационных сервисов достаточно проблематично.

Оплата и подключение

За прошедший год «Соник Дуо» организовал полноценную систему абонентского обслуживания и мощный канал дистрибуции. Компания располагает современным центром обработки абонентских запросов, построенным на основе телекоммуникационного сервера Avaya Definity ECS и программного пакета Call Center Elite. В него входит система отчетности и управления Call Management System, позволяющая создавать около 200 видов стандартных отчетов и администрировать операторский центр в режиме on-line.

«МегаФон» имеет в Москве два собственных центра обслуживания абонентов. Кроме того, контракты на подключение и пакеты «GSM-Лайт» распространяются через 1700 дилерских точек продаж. Оплату услуг можно произвести в 2200 пунктах приема платежей и в отделениях ряда московских банков. Помимо того, оператор заключил договор с платежной системой «Рапида». Использование платежных карт системы «Кредит-Пилот» позволяет подписчикам компании пополнять баланс лицевого счета по каналам Internet и через интерактивное голосовое меню (IVR). И наконец, в октябре «Соник Дуо» выпустил собственные платежные карты.

Инновационный имидж

Позиционирование «Соник Дуо» как инновационной компании преследует вполне адекватные цели: подчеркнуть амбиции федерального проекта «МегаФон» и вовлечь в число подписчиков как можно больше молодежи, которая в недалеком будущем станет формировать предпочтения на рынке. В этой связи оператор продемонстрировал достаточно агрессивную, но взвешенную политику: стараясь не отставать от конкурентов, «Соник Дуо» не спешил с выводом «сырых» услуг на рынок.

Установив в начале февраля 2002 года опытную систему UMTS, московский «МегаФон» через два месяца после старта приступил к тестированию базовых услуг и приложений третьего поколения. А в конце февраля в рамках санкт-петербургской выставки «Норвеком 2002» он осуществил первую в России междугородную UMTS-видеоконференцию. В мае (одновременно с «ВымпелКомом») компания «Соник Дуо» продемонстрировала услуги обмена мультимедийными сообщениями (MMS), но их коммерческая эксплуатация была отложена почти на полгода. Лишь в октябре корпорация Nokia начала поставки компании «Соник Дуо» платформы для организации услуг MMS. Одновременно оператор объявил о начале коммерческой эксплуатации сервиса на базе технологии GPRS, в том числе и для абонентов pre-paid. В настоящее время услугами пакетной передачи данных пользуются чуть более 1% абонентов «Соник Дуо».

Абонентская база

В первом полугодии 2002 года компания сохраняла высокие темпы роста абонентской базы (в среднем на 100% в квартал). Но рыночная доля компании росла слишком медленно. К концу июня она составляла 1,89% общего числа московских абонентов. В июле — августе «Соник Дуо» стал терять темп подключений. Однако в первые осенние месяцы московский рынок преподнес аналитикам очередной сюрприз: новый всплеск подключений. Число подписчиков компании удвоилось, а ее доля на рынке достигла 3,1%. В первые дни ноября темпы подписной кампании выросли в два раза, и «Соник Дуо» занял третью позицию на рынке новых подключений Московского региона, где доля оператора достигла 11%. В этом сегменте рынка лидерство по-прежнему удерживает «ВымпелКом», подписавший 60% общего числа новых абонентов. На второй строчке находится МТС (29% новых подключений).

Предварительные итоги

Напомним, что 21 ноября 2001 года на первой пресс-конференции проекта «МегаФон-Москва» исполняющий обязанности генерального директора ЗАО «Соник Дуо» Алексей Нечипоренко выразил уверенность, что к концу 2002 года его компания будет контролировать до 30% рынка новых подключений. Очевидно, этим прогнозам не суждено сбыться. Тогда же руководитель компании заявил: «В течение двух-трех лет «МегаФон» сумеет привлечь в свои ряды треть столичных абонентов мобильной связи». Но если взглянуть на кривые роста абонентской базы «Соник Дуо» и ее рыночной доли в Москве, то эти планы следует признать чересчур оптимистичными.

Отчасти рост московской абонентской базы «Соник Дуо» сдерживается запаздыванием строительства сети на территории сопряженных с Москвой регионов, что обусловлено проблемами дефицита частотных ресурсов и вряд ли связано с объемами финансирования федерального проекта.

В целом структура современной абонентской базы компании позволяет поддерживать довольно высокий показатель ARPU. Сегодня доля абонентов «GSM-Лайт» составляет менее 50% общего числа подписчиков. Как утверждают в компании, в структуре новых подключений эта цифра еще меньше. А средний ежемесячный доход в пересчете на одного абонента варьируется в пределах 20 долл. Учитывая, что сегодня у «Соник Дуо» 200 тыс. абонентов, можно приблизительно оценить доходы компании. Они составляют 4 млн. долл. в месяц. В проект уже инвестировано как минимум 140 млн. долл., а к 2004 году суммарная стоимость вложений возрастет до 260 млн. долл.

В некоторой степени ситуацию смягчает большое число высокодоходных «роумеров», обслуживающихся в сети «МагаФон-Москва». Только в первом полугодии этот оператор обслужил более полумиллиона гостей столицы. В настоящее время в сети ежемесячно регистрируется 150 тыс. роумеров или примерно треть приезжих абонентов.

Кроме того, компания активизировала продвижение своих услуг на корпоративном сегменте рынка. Однако число заключенных контрактов пока невелико. В июне корпоративными тарифами воспользовались 60 бизнес-заказчиков. В ноябре, после введения тарифов «Прием», количество корпоративных пользователей стало заметно расти.

Кадровые перестановки

В начале осени «МегаФон» буквально пошел на штурм московского рынка. Старт новой маркетинговой кампании совпал с перестановкой ключевых фигур в руководстве «Соник Дуо». Кресло Алексея Нечипоренко занял Леонид Денисов (ранее — генеральный директор ЗАО «Международная компания связи»). Коммерческим директором сети «Мегафон-Москва» был назначен Элдар Разроев, прежде занимавший равноценную должность в ОАО «ВымпелКом-Р», а бывший заместитель технического директора «Соник Дуо» Игорь Парфенов теперь возглавляет свой департамент. Несомненно, кадровые перемены связаны с переосмыслением первых итогов продвижения компании на столичном рынке.

Как же все-таки следует расценивать работу компании в прошедшие 12 месяцев? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. В год своего рождения московский «МегаФон» не смог добиться ощутимого коммерческого прогресса, однако сформировал набор компонентов, из которых слагается реальный успех на рынке мобильной связи: современная сеть, отлаженная система продаж, привлекательные тарифы и имидж клиент-ориентированного оператора.