В конце октября американская корпорация Lucent Technologies обнародовала результаты 2002 финансового года

ДО СИХ ПОР все меры, предпринятые Патрицией Руссо, не принесли желаемого эффекта
Результаты оказались плачевными. С весны 2000 года, то есть на протяжении десяти кварталов подряд, деятельность Lucent остается убыточной. Ни тотальная реструктуризация бизнеса, ни выделение крупных направлений в самостоятельные фирмы Avaya Communications и Agere System, ни продажа японской компании Furukawa Electric бизнеса, связанного с производством оптического волокна, ни смена высшего руководства (в январе текущего года президентом и генеральным директором стала Патриция Руссо), ни массовые увольнения пока не дали нужного эффекта. В итоге фирме приходится все туже затягивать поясок.

На сегодняшний день неумолимая статистика такова. Оборот Lucent Technologies в IV квартале равнялся 2,28 млрд долл., или 44% оборота за аналогичный период предыдущего года (5,16 млрд долл.). Как и годом ранее, чистые убытки превысили общий объем продаж, составив 2,81 млрд долл. (в IV квартале 2001 финансового года — 8,8 млрд долл.). Показатели за финансовый год в целом также неутешительны: оборот — 12,2 млрд долл. (в 2001 году — 19,3 млрд долл.), чистые убытки — 11,8 млрд долл. (в 2001 году — 16,2 млрд долл.).

Отрицательные финансовые показатели, естественно, полностью «отыграла» Нью-Йоркская фондовая биржа. 18 сентября котировки акций корпорации на NYSE впервые за всю историю Lucent составили менее 1 долл. По правилам биржи сохранение этого уровня на протяжении месяца грозит снятием акций с торгов — дело неслыханное для компании такого ранга. Стремясь предотвратить негативное развитие событий, руководство Lucent предложило отменить последний раунд деления акций (stock split), а ведь еще совсем недавно крупные фирмы постоянно прибегали к дроблению акций для повышения (по сути, искусственного) уровня собственной капитализации. Запланированное объединение некогда разделенных акций должно способствовать преодолению пресловутой однодолларовой планки.

Возникают и другие неприятности. Два года назад Lucent официально признала факт нарушений в своей финансовой отчетности, в результате которых доход компании за последний квартал 2000 финансового года оказался завышенным на 679 млн долл. Через пару месяцев за расследование этого дела взялась Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC). Как известно, скандальное банкротство энергетического гиганта Enron весной текущего года и причастность к нему одной из известнейших аудиторских фирм Andersen Consulting заставили SEC заняться скрупулезной проверкой состояния дел в крупных американских фирмах. Не миновала чаша сия и Lucent Technologies.

В ходе разбирательства выяснилось, что «грешок» в 2000 году — не единственный. Согласно сведениям, опубликованным 1 ноября в американской Wall Street Journal, в 1995 году, еще до выделения из состава корпорации AT&T, руководство Lucent указало завышенную цифру расходов на реструктуризацию компании (2,6 млрд долл.). Часть этой суммы впоследствии была возвращена в оборот.

Складывается впечатление, что фирма намеренно оставила себе резерв на «черный день», дабы впоследствии «подправлять» результаты неудачных кварталов и тем самым стимулировать завышение финансовыми аналитиками прогнозируемых объемов ее оборота. Справедливости ради признаем, что в этом отношении Lucent не уникальна. По некоторым данным, аналогичная практика искусственного перераспределения доходов между кварталами имела место, например, в Microsoft.

Lucent прибегала и к иным схемам искусственного завышения оборотов. Например, как проданные иногда указывались системы, на деле клиентам не отгружавшиеся; эти фиктивные поставки фиксировались в бухгалтерских книгах. В качестве закупленного учитывалось оборудование, поставленное дистрибьюторам (например, Winstar Communications), но по тем или иным причинам вернувшееся обратно. Утверждается, что руководство Lucent опиралось на приватные договоренности с той же Winstar, освобождавшие последнюю от оплаты нереализованной продукции. Надо ли говорить, что вскрывшиеся обстоятельства грозят Lucent громким судебным процессом.

Спасите наши души

Однако пока час X не настал, Lucent мучительно ищет пути оздоровления бизнеса. В том числе пришлось пойти на дальнейшее сокращение персонала. Если в конце 90-х годов компания имела около 130 тыс. сотрудников, то в конце сентября 2002 года ее штат составлял примерно 47 тыс. человек; к сентябрю 2003-го их число должно уменьшиться еще на 12 тыс. Правда, массовыми увольнениями в корпоративной Америке сегодня никого не удивишь, а вот решение руководства Lucent отказаться сразу от нескольких продуктовых линеек стало неожиданностью даже для видавших виды экспертов.

Комментируя очередные финансовые результаты деятельности корпорации, Руссо заявила о намерении сконцентрировать ее работу на нескольких ключевых направлениях, которые обещают быстрый ощутимый доход. К ним относятся оптические транспортные системы (платформа Metropolis, мультиплексоры LambdaUnite и LambdaXtreme), традиционные телефонные станции (5ESS), устройства для перевода сетей коммутации каналов на технологии коммутации пакетов (программный коммутатор SoftSwitch), оборудование мобильной связи, платформы сетевого управления (Navis iOperations) и предоставление сопутствующих услуг (сетевая интеграция, аутсорсинг). Однако нельзя сказать, что в последнее время бизнес Lucent в перечисленных направлениях был очень успешным. Судите сами.

Подразделение, отвечающее за решения для операторов мобильной связи, в IV квартале завершившегося финансового года заработало 882 млн долл. Это на 39% хуже итогов предыдущего квартала и на 55% — результатов годичной давности. Впрочем, фирма надеется уже в ближайшие месяцы переломить столь негативную динамику.

Насколько реалистичны эти надежды, покажет время. Аналитики твердят, что компании следует сконцентрироваться на стандартах мобильной связи, основанных на CDMA, отказавшись от игры на поле UMTS. И сей совет — не беспочвенный. Успехи Lucent Technologies на рынке CDMA общеизвестны, и Руссо не забыла о них упомянуть: в CDMA-сетях разных типов сейчас эксплуатируется примерно 70 тыс. базовых станций Lucent, причем 30 тыс. из них используется для предоставления услуг в стандарте cdma2000 1x.

На рынке же UMTS, по признанию руководителей корпорации, застой налицо. Медленные темпы внедрения операторами этой технологии не позволяют надеяться на быстрый возврат инвестиций в создание соответствующих продуктов. Но невзирая на эти обстоятельства, Lucent не утеряла приверженности «европейскому» стандарту сотовой связи третьего поколения, по крайней мере пока.

Оборот департамента интегрированных сетевых решений (INS), отвечающего, в частности, за оборудование оптических сетей, составил в последнем квартале 1,33 млрд долл., что на 6% ниже показателя предыдущего квартала и на 49% — IV квартала прошлого года. Сервисное подразделение, на которое руководство корпорации делает особую ставку в плане возвращения к прибыльности, тоже потихоньку сдает позиции: за прошлый квартал оно заработало 560 млн долл., тогда как тремя месяцами ранее — 630 млн долл. Так что способность этих подразделений обеспечить быструю смену минуса на плюс — под большим вопросом.

Но даже если стратегический выбор окажется верным, клиенты компании неизбежно ощутят на себе результаты ее очередной реструктуризации. Для них происходящее означает сужение ассортимента продукции Lucent Technologies.

В списках не значится

Как недостаточно прибыльные, «за бортом» остались семейство DSL-мультиплексоров Stinger, концентраторы доступа MAX и шлюзы APX, мультисервисные устройства доступа AnyMedia, модули, реализующие функции транзитных и оконечных АТС в программных коммутаторах SoftSwitch. Более того, руководство фирмы решило прекратить выпуск мультисервисного коммутатора TMX 880, серийное производство которого началось только в сентябре.

Последнее вызывает особое удивление. Напомним, что TMX 880 был анонсирован год назад в качестве магистрального устройства для операторов связи, обеспечивающего суммарную пропускную способность 160 Гбит/с, поддерживающего технологию многопротокольной коммутации на основе меток (MPLS) и призванного сменить магистральный ATM-коммутатор GX 550. По мнению Тома Нолле, аналитика компании CIMI, причины смены курса Lucent таковы: во-первых, новый продукт не вызвал интереса у операторов, а во-вторых, фирма столкнулась с проблемами реализации некоторых анонсированных функций.

Правда, руководство Lucent поспешило заявить, что не теряет веры в перспективность технологии MPLS. Как утверждается, продолжится инвестирование в средства поддержки MPLS в устройствах GX 550, а также в граничные коммутаторы CBX 500 и концентраторы PSAX, пользующиеся завидной популярностью.

Однако скептики полагают, что отказ корпорации от перспективных разработок в данной области (в течение последнего года концентрировавшихся на TMX 880) будет означать постепенную сдачу ее позиций на рынке ATM- и MPLS-оборудования, а через какое-то время вынудит Lucent распрощаться с устройствами GX 550 и CBX 500. По их мнению, спасти положение может только срочная замена TMX 880 каким-либо иным продуктом. Но если вспомнить об увольнении большей части сотрудников, разрабатывавших «опальный» коммутатор, на такой сценарий рассчитывать не приходится.

На момент подготовки публикации оставалась неясной судьба еще одной разработки — коммутатора IP-услуг SpringTide. Он не фигурирует ни в списке сохраненных, ни в списке отверженных продуктов. Если же и его постигнет судьба TMX 880, то Lucent лишится уже двух важнейших устройств, составлявших основу решений для IP-сетей следующего поколения.

Туманные перспективы

Что же дальше? Руководство Lucent обещает инвесторам уже к концу 2003 финансового года сделать компанию прибыльной (предупреждая, однако, что в ближайшие месяцы сокращение доходов продолжится). В качестве стратегической цели указывается преодоление символического порога ежеквартальных продаж 2,5 млрд долл. — цифра смехотворная по сравнению с оборотами Lucent трехлетней давности. Тем не менее, если верить обещаниям Руссо, этот рубеж будет взят не ранее сентября следующего года.

Аналитики, пристально наблюдающие за развитием затянувшегося экономического кризиса в США и финансовой траекторией Lucent, настроены не очень оптимистично. В октябре 2001 года руководство компании также обещало сделать ее прибыльной уже к осени года текущего и даже рапортовало о получении первых положительных результатов антикризисных мероприятий. Чем все это закончилось, хорошо известно.

Сегодня ситуация более драматична, нежели год назад. Если очередной комплекс мер не позволит быстро придать бизнесу корпорации положительную динамику, а ее акции перестанут котироваться на нью-йоркской бирже, ей придется оставить еще несколько рыночных сегментов и свернуть перспективные научные разработки. Тогда Lucent постепенно превратится в заурядного производителя, поставляющего на рынок сетевое оборудование из категории ширпотреба. Конечно, хочется надеяться, что этому сценарию сбыться не суждено. Однако пока все происходящее вызывает недвусмысленную аналогию с бальзаковской шагреневой кожей.