Владимир Морозюк: «Сегодняшние доходы фирмы превышают затраты на развитие инфраструктуры»
Несмотря на ограниченность числа игроков на столичном рынке сотовой связи их «облики» весьма разнообразны. Доминирующие фирмы считают абонентов на миллионы и способны, кажется, обойтись без активных PR-кампаний. Встречаются и организации калибром помельче, вынужденные довольствоваться более чем скромной абонентской базой и весьма умеренным доходом. Зато любая пресс-конференция последних собирает тучи журналистов и воспринимается чуть ли не как эпохальное событие.

Это относится и к компании «Персональные коммуникации», владеющей торговой маркой «Сотовая сеть СОНЕТ». В конце октября руководство этого оператора собрало представителей СМИ, чтобы подвести итоги развития сети и поделиться планами на будущее.

Напомню, что ОАО «Персональные коммуникации» было зарегистрировано в ноябре 1995 г. как дочернее предприятие ЗАО «Компания МТУ-Информ». Программная презентация этой фирмы (совместно с американским производителем Qualcomm) состоялась в мае 1998 г. на выставке «Связь-Экспокомм». Там была представлена сеть сотовой связи, основанная на технологии cdmaOne (стандарт IS-95). В том же году оператор начал предоставлять услуги связи в упомянутом стандарте, а в 2000 г. радикально обновил сетевую инфраструктуру, сменив оборудование Qualcomm на продукцию Lucent Technologies.

Несмотря на обладание лицензиями на работу в ряде регионов Российской Федерации (помимо Москвы и Московской области в списке фигурируют Владимирская, Тверская, Тульская и Ярославская области), свои стратегические интересы фирма связывает со столичным регионом. На фоне несмолкающих разговоров о грядущем насыщении московского рынка (см., например, Сети, 2002, № 20, с. 16) такая позиция у кого-то может вызвать усмешку. Но то, что для монстров — насыщение рынка, для оператора сети СОНЕТ — этап динамичного развития.

Судите сами: за четыре года существования сети ее услуги привлекли к себе внимание порядка... 75 тыс. абонентов. Причем в этой цифре учтен всплеск числа новых подключений, пришедшийся на первую половину нынешней осени и обусловленный введением тарифного плана «СОНЕТ № 100» (прямой московский номер, 2000 мин в месяц за 100 долл. плюс бесплатный сервис определителя номера, голосовой почты, SMS и др.), значительными скидками на подключение по ряду тарифных планов и внедрением новых услуг (повременная переадресация вызова, звонки дальней связи по коду доступа).

Справедливости ради оговоримся: все это время «Персональным коммуникациям» приходилось работать в непростых условиях. Во-первых, Приказом Минсвязи России № 18, который появился на свет в 1996 г., технология CDMA была разрешена к применению только для предоставления услуг фиксированной связи, да и по сей день решение о ее полномасштабном использовании в сотовой телефонии не принято. Во-вторых, фирма вышла на рынок позже конкурентов, а фактор «первого хода» трудно сбрасывать со счетов. В-третьих, она до сих пор располагает частотами только в 800-мегагерцовом диапазоне, тогда как, по признанию ее руководителей, получение разрешения на работу в диапазоне 1,9 ГГц, применение стандарта cdma2000 (хотя бы его предварительной версии 1x) и предоставление услуг мобильной связи заметно ускорило бы развитие бизнеса. В-четвертых, в таком развитии не очень заинтересована материнская компания «МТУ-Информ».

О позиции этого акционера стоит сказать особо. Нет ничего удивительного в том, что в рамках «Системы Телеком», фактически контролирующей оператора сети СОНЕТ, не поощряется конкуренция двух «мобильных дочек». В результате МТС работает на массовом рынке, активно захватывая все новые и новые регионы, а «Персональным коммуникациям», по всей вероятности, уготована вечная роль узконишевого оператора, действующего на ограниченной территории и ориентированного на обслуживание бизнес-абонентов. Как отметила на пресс-конференции Светлана Шамзон, первый заместитель генерального директора и коммерческий директор «Персональных коммуникаций», абонентами компании в основном являются мужчины в возрасте от 25 до 35 лет, занимающие должности менеджеров среднего звена в коммерческих организациях. Эти клиенты ежемесячно приносят в среднем по 65 долл. О таком значении ARPU крупные российские операторы сотовой связи сегодня могут только мечтать: у МТС данный показатель примерно вдвое, а у «МегаФона» — даже втрое меньше.

запретный плод CDMA

Компания «Персональные коммуникации» первой на столичном рынке предложила безлимитные тарифные планы, которые весьма популярны у клиентов и по сей день. Так, хитом продаж является «СОНЕТ № 120», предполагающий предоставление прямого московского номера, комплекса дополнительных услуг и ежемесячную абонентскую плату в размере 144 долл. (включая НДС). Есть, правда, и «щадящие» варианты вроде тарифного плана «Антикризис»: ежемесячная плата составляет всего 25 долл., зато стоимость подключения — 1800 долл. (и это с учетом 25-процентной скидки!) — невольно заставляет вспомнить российские расценки на сотовую связь середины 90-х годов.

Если верить заявлениям руководителей компании, абоненты, сделавшие выбор в пользу безлимитных тарифных планов, в среднем говорят по 1800 мин/мес. (т. е. по часу ежедневно), тогда как у операторов-конкурентов этот показатель находится на уровне 300 мин. Однозначно оценить такое «достижение» я не возьмусь. С одной стороны, высокая активность абонентов свидетельствует о популярности и, главное, высоком качестве сервиса (кто же будет часами говорить по телефону при неустойчивой связи или высоком уровне помех?). С другой, при уровне безлимитных тарифов, сопоставимом с предложениями других операторов, подобная активность заставляет фирму нести дополнительные расходы в связи с повышенными объемами трафика.

Не отличаются дешевизной мобильные терминалы для сетей CDMA: cредняя стоимость этих изделий по крайне мере в полтора раза выше, чем средняя же цена GSM-телефонов. В результате возникает естественный вопрос: что же притягивает к сети СОНЕТ новых абонентов (пусть и немногочисленных)? Ответ на него кроется в аббревиатуре CDMA. Широкие возможности и перспективность этой технологии ни у кого не вызывают сомнений. Недаром различные ее модификации легли в основу сразу трех из пяти стандартов для сетей 3G, принятых Международным союзом электросвязи.

Применение CDMA обеспечивает максимальную эффективность использования спектра. По данному показателю сети CDMA втрое превосходят сети GSM и в шесть раз — DAMPS. Кроме того, технология допускает интеллектуальную адаптацию таких базовых параметров сети, как пропускная способность, мощность излучения абонентских терминалов, уровень сигналов при межстанционном пространственно разнесенном и многолучевом когерентном приеме и др.

В плане потребительских свойств CDMA отличает возможность повышения пропускной способности сети в периоды пиковых нагрузок, максимальное (среди всех технологий сотовой связи) время непрерывной работы батарей мобильного телефона, высокая надежность связи в условиях многолучевых замираний и индустриальных помех, наилучшие средства шифрования трафика. Последнее обстоятельство повышает привлекательность сети «СОНЕТ» в глазах высших руководителей компаний: она воспринимается как наиболее приемлемая беспроводная среда для ведения конфиденциальных переговоров. Представители «Персональных коммуникаций» специально подчеркивают, что уровень излучения CDMA-телефонов является очень низким (200 мВт), благодаря чему их можно использовать для продолжительных разговоров с минимальным риском для здоровья.

С надеждой на лучшее

На протяжении всего существования «Персональных коммуникаций» руководство фирмы делало упор на качество услуг и постоянное расширение их ассортимента. Так, в 2002 г. абонентам стали доступны сервисы «500» и «500-online», позволяющие управлять услугами отправки коротких сообщений. Среди других достижений текущего года — развитие междугородней и международной связи по коду доступа, возможность оплаты услуг связи через Internet, открытие SMS-шлюзов с операторами МТС и «Мегафон» (обеспечивающих обмен короткими сообщениями между абонентами разных сетей), введение новых тарифных планов, в том числе «Золотой середины» с прямым московским номером и посекундной тарификацией времени соединения (ежемесячный 60-долларовый платеж подразумевает 600 мин разговоров; превышение лимита тарифицируется из расчета 0,14 долл./мин).

Несмотря на разнообразие тарифных предложений, в дальнейшем оператор намерен делать основную ставку на многоговорящих абонентов и безлимитные тарифы. Продолжится техническое развитие сети, направленное на улучшение покрытия в Москве и Подмосковье, а также на расширение спектра предоставляемых услуг. Например, в ближайшее время клиентам будут предложены функции личного органайзера, которые позволят настраивать сервисы сети с учетом собственных пристрастий.

Технология CDMA имеет все необходимое для эффективной передачи данных, однако в сети СОНЕТ соответствующий сервис пока не реализован. Как было заявлено на пресс-конференции, оборудование передачи данных только монтируется. Но даже после его запуска в эксплуатацию скорость транспортировки неголосового трафика окажется примерно такой же, как в сетях мобильной связи второго поколения, — 14,4 Кбит/с.

Что же дальше? На широких «просторах» российской сотовой связи сеть СОНЕТ пока воспринимается как добротно обработанный, но крохотный земельный надел. За первые девять месяцев текущего года доход компании составил 40 млн долл. — это почти на 40% больше, чем за аналогичный период прошлого года, но все равно лишь капля в суммарном объеме данного рыночного сегмента. Как заявил генеральный директор «Персональных коммуникаций» Владимир Морозюк, сегодняшние доходы фирмы превышают затраты на развитие инфраструктуры. Между тем понятно, что их объем не обеспечивает широкомасштабного развития сети и стремительного расширения бизнеса.

В конце октября вдохновленные успехом своих коллег-конкурентов из лагеря «Сотел» члены российской Ассоциации операторов сетей CDMA (она объединяет уже 26 компаний) предприняли очередную попытку добиться от Минсвязи официального разрешения на предоставление услуг мобильной связи и работу в 1,9-гигагерцовом диапазоне с применением технологии третьего поколения cdma2000. На момент подготовки этой публикации официальная позиция российского телекоммуникационного ведомства по данному вопросу оставалась неизвестной. Однако трудно предположить, что наше Минсвязи вдруг даст «зеленый свет» стремительному расширению бизнеса фирмы «Персональные коммуникации» и ее младших братьев.

К тому же за последний год возникли дополнительные угрозы этому бизнесу. Зимой появились сообщения о намерении «Системы Телеком» вообще выйти из игры, присмотрев для «Персональных коммуникаций» подходящего покупателя. К счастью, пока эта история продолжения не получила.

Теперь — новая неприятность: Минсвязи вроде бы вознамерилось отобрать у оператора несколько частот, не дожидаясь 2010 г., вплоть до которого они ему официально выделены. Вероятность такого хода событий не стоит недооценивать: еще свежи воспоминания о том, как в сентябре 2000 г. отечественное телекоммуникационное ведомство в одночасье обвалило акции двух крупнейших отечественных операторов мобильной связи, пообещав лишить их некоторых частотных номиналов в пользу «Соник Дуо». Но если на сей раз все обойдется, на мобильной карте России уцелеет по-своему уникальный оазис высококачественной сотовой связи.


***

На широких «просторах» российской сотовой связи сеть СОНЕТ пока воспринимается как добротно обработанный, но крохотный земельный надел. За первые девять месяцев текущего года доход компании «Персональные коммуникации» составил 40 млн долл. — это почти на 40% больше, чем за аналогичный период прошлого года.