По мнению Сергея Мельникова, КГТС хочет навязать РКС аренду соединительных линий до своих АТС
Телекоммуникационный рынок старинного волжского города Костромы сотрясают нешуточные страсти, порожденные конфликтом между традиционным оператором городской телефонной сети и альтернативным оператором связи. Надо сказать, что развитие этого конфликта не вписывается в рамки привычного для связистов стиля общения. Его участники не только перешли к публичному обсуждению своих проблем, но и выбрали для их огласки неспециализированные издания.

Тон публикаций в костромских газетах и в московской прессе навевает грустные воспоминания о «пиаровских» акциях предвыборных кампаний. Естественно, такая ситуация — не редкость при переделе рынка: признанные операторы связи не хотят впускать на него новых игроков (конечно, если последние не являются аффилированными компаниями). Но участники телекоммуникационного рынка редко становятся персонажами публичных склок, предпочитая решать свои противоречия кулуарно.

Попробуем разобраться в истоках конфликта без излишнего эмоционального накала. Сразу оговоримся, что наш анализ вряд ли может претендовать на полную объективность. Во-первых, одна из конфликтующих сторон попросту отказалась от комментариев, заявив, что проблемы не существует. Во-вторых, спор во многом обусловлен несовершенством законодательства в области связи и традиционным антагонизмом между признанными и альтернативными операторами, а эта проблематика шире, чем рассматриваемая в данной статье.

В начале нынешнего года в Костроме появился альтернативный оператор «Региональная компания связи» (РКС). Эта фирма, зарегистрированная в Московской области, не намерена ограничивать сферу своего влияния только Костромой — она получила лицензию и на работу в Ярославле. Основным видом деятельности РКС должна была стать организация телефонной связи, но компания начала предлагать массу услуг, многие из которых оказались в новинку для российской провинции.

До появления РКС в Костроме в ней действовали два традиционных оператора связи — «Костромская городская телефонная сеть» (КГТС) и областная «Электро-

связь». Сферы их влияния были строго поделены: КГТС обслуживала городских абонентов, а «Электросвязь» — областных. Такая картина монопольного владения рынками типична для российских регионов. А отсюда — и типичные проблемы абонентов, самой серьезной из которых является многолетняя очередь на установку телефона. Наличие неудовлетворенного спроса на современную телефонию как раз и побудило РКС выйти на рынок Костромы.

Буквально в течение несколько месяцев была построена альтернативная городская телефонная сеть. Ее основой стала станция NEAX61S производства NEC, а инфраструктура распределительной сети была организована с помощью широкополосных систем Padio SDH WALKair компании Siemens, оборудования RadioEthernet фирмы Cisco и системы фиксированного доступа DECT «Бородино» от «Гудвина». Все это позволило РКС предоставлять услуги связи по всей территории Костромы. По словам генерального директора РКС Сергея Мельникова, с момента ввода в эксплуатацию новой АТС подано несколько тысяч заявок на подключение к таким услугам.

Это обстоятельство, наряду с несколько меньшими абонентской платой и стоимостью подключения, чем у КГТС, позволило руководству РКС планировать расширение номерной емкости с 2 до 5 тыс. номеров. Однако этим планам может помешать одно обстоятельство — фактический отказ КГТС обеспечить своим абонентам исходящую связь со станцией РКС.

Формальная причина ситуации кроется в схеме подключения АТС компании РКС к телефонной сети Костромы. На начальном этапе реализации проекта альтернативный оператор, столкнувшись с откровенным саботажем КГТС по вопросу подсоединения, договорился о сотрудничестве с областной «Электросвязью». РКС был выделен десятитысячный индекс «61», входящий в число используемых по области. Согласно техническим требованиям «Электросвязи» фирма создала необходимое число соединительных линий. Финальные аккорды — получено разрешение Госсвязьнадзора на эксплуатацию сети, всем российским телефонным операторам разослано официальное циркулярное письмо, и они открыли своим абонентам выход на АТС компании РКС. Единственным исключением стала КГТС.

Невыполнение официальных распоряжений и прямое игнорирование указаний Госсвязьнадзора может обойтись любому оператору очень дорого, вплоть до прекращения его деятельности. Значит, у КГТС были веские причины держать оборону. Нельзя сбрасывать со счетов и следующее соображение: Госсвязьнадзор и Министерство связи вряд ли пойдут на то, чтобы лишить телефонной связи 80 тыс. костромских абонентов, приостановив работу КГТС.

По мнению Сергея Мельникова, КГТС хочет навязать РКС аренду соединительных линий до своих АТС. По его информации, пять лет назад с аналогичной проблемой столкнулся оператор сотовой связи МТС, выходивший на костромской рынок. И только недавно через суд ему удалось избавиться от кабального договора.

РКС, потратившаяся на создание соединительных линий к узлу «Электросвязи», не желает ежемесячно платить за прямое подключение к городской сети. В свою очередь, как можно судить по сообщениям представителей РКС, компания КГТС не хочет наращивать емкость соединительных линий с узлом «Электросвязи», а нынешнее их число уже не обеспечивает качественной связи.

Вернемся к схеме подсоединения АТС компании РКС к городской сети Костромы. Казалось бы, не существует технических преград для подсоединения данной АТС к узлу «Электро-

связи». Но формально эта станция, согласно ее индексу, должна обеспечивать областную (сельскую) связь, а используемая схема подсоединения не вписывается в типовую архитектуру построения городских телефонных сетей.

Остается лишь надеяться, что стороны найдут способ разрешения конфликта. Один из поводов на это рассчитывать — небезупречность позиций обеих компаний, о чем косвенно свидетельствует отказ от рассмотрения дела в судебных инстанциях и упование лишь на ведомственные рычаги.