Сегодня ни у кого не возникает сомнений в значимости телекоммуникационных систем для деятельности любой компании — от транснациональных корпораций до малых фирм. Споры разворачиваются только вокруг вариантов их построения и выбора оборудования.

В технической прессе освещаются преимущественно решения для построения корпоративных систем связи, в которых применяются самые современные технологии. Особенно пропагандируется идея создания мультисервисных сетей с едиными средой и механизмами передачи разных видов трафика. Спору нет, данный подход обеспечивает массу преимуществ, используется различными категориями потребителей и весьма перспективен. Но чаще всего интерес потенциальных заказчиков к новым технологиям имеет лишь познавательный характер, поскольку стоимость конвергентных решений является прямо-таки «запредельной» для подавляющего большинства малых и средних компаний.

Эти выводы подтверждаются исследованиями Gartner Group, анализировавшей поставки учрежденческих телефонных систем на западноевропейский рынок в 2001 г. Как выяснилось, приблизительно 97% поставок приходятся на традиционные станции, основанные на коммутации каналов. Результаты аналогичных исследований в России мне неизвестны, да и вряд ли они проводились, но по косвенным данным можно судить, что конвергентные УАТС обеспечивают только доли процента от общих объемов продаж коммутационного оборудования. Недаром поставщики таких решений сообщают о каждой новой инсталляции как о большом достижении.

Дополнительным барьером на пути внедрения конвергентных технологий стал общий спад деловой активности в развитых странах и замораживание темпов развития электронной коммерции. Вместе с тем большинство задач, вписывающихся в парадигму «нового видения» бизнеса и оказавшихся востребованными на практике, можно решать с помощью давно проверенных средств.

Невольно напрашивается аналогия с попытками операторов мобильной связи начать массовое предоставление дополнительных услуг. Тогда довольно быстро выяснилось, что помимо обычной голосовой связи востребованной оказалась лишь услуга обмена короткими сообщениями (SMS). Все остальные нововведения либо требуют от абонента приобретения дорогих терминалов (GPRS), либо вовсе не нужны массовой аудитории для повседневного использования.

Критерии отбора

В данном обзоре мы намеренно остановились на решениях в области телефонной связи, предлагаемых компаниями, которые воспринимаются многими клиентами и даже специалистами как «второй эшелон» производителей. Жизнь показывает, что эти стереотипы далеко не соответствуют действительности: нередко фирмы из первой «пятерки» испытывают серьезные затруднения, а прежние «новички» успешно развиваются.

Как уже отмечалось, на российском корпоративном рынке телекоммуникационных решений особую роль играет ценовой фактор, а потребность в дополнительных видах сервиса относительно невелика. Особенно ярко это проявляется в секторе небольших компаний, которые, в отличие от государственных структур и крупных корпораций, вынуждены оплачивать свое техническое оснащение из собственного кармана.

Не менее важный фактор при выборе того или иного решения — численность персонала. В малом бизнесе редко встречаются фирмы, имеющие сотни сотрудников. Вполне очевидно, что телефонные станции, ориентированные на тысячи и более абонентов, серьезно отличаются от решений для малых предприятий уже на уровне архитектуры. Это, в свою очередь, сказывается на цене оборудования и стоимости владения им.

Для корректности дальнейших сравнений мы решили остановиться на УАТС, обеспечивающих телефонной связью до 100 абонентов. Заказчики таких УАТС составляют самую значительную часть корпоративного сектора, поскольку, как известно, малые и средние компании — это большинство субъектов экономики любой страны.

Далее, мы определили перечень характеристик УАТС, которые чаще всего интересуют заказчиков как с экономической, так и с технической точек зрения. Помимо числа абонентских линий и удельной стоимости станции в пересчете на одну линию существенным показателем оказался спектр интерфейсов, обеспечивающих подключение к городским телефонным сетям. Заказчики обращают внимание и на возможность работы учрежденческих станций в составе корпоративной распределенной сети, ведь зачастую даже небольшие компании имеют несколько офисов.

Кроме того, важны архитектурные особенности станций, в первую очередь — принципы коммутации и поддержка (существующая или планируемая) конвергентных технологий, ведь рано или поздно новейшие технологии становятся востребованными даже небольшими фирмами. Учитывалось и то, что, желая сохранить инвестиции, они нередко выбирают решения на основе коммутации каналов и обращают внимание на возможность масштабирования телефонных станций.

Малые и средние компании часто вынуждены прибегать к услугам сторонних компаний при организации технического сопровождения и сервисного обслуживания систем связи. Такой подход вполне разумен, так как позволяет не держать в штате соответствующих специалистов. А значит, важнейшую роль в продвижении продукции для базовой телефонии начинает играть фирменная сервисная поддержка, осуществляемая самой компанией или ее авторизованным партнером.

Наконец, современная телефонная станция давно перестала быть простым коммутатором. Она способна обеспечивать множество дополнительных услуг, благодаря которым деятельность компаний становится более продуктивной. Разумеется, сервисные функции оборудования разных производителей чаще всего идентичны, поэтому можно сравнивать только их количество. Как показывает практика, основная масса абонентов обходится максимум десятком дополнительных функций, но заказчику всегда хочется иметь возможность выбора — даже если он сегодня и не требуется.

Особенности решений

В таблице приведены основные параметры станций, выпускаемых DeTeWe, NEC, Sumsung и Telrad Tenecs. Выбор этих компаний обусловлен, прежде всего их устойчивым положением на российском рынке. Кроме того, анализ свойств их продукции дает представление о тенденциях развития сегмента корпоративных решений для небольших предприятий. Надо отметить, что Iskratel и LG фактически отказались предоставить данные для нашего обзора. Причину такого отказа прокомментировать сложно, поскольку решения указанных фирм хорошо известны на российском рынке, вполне конкурентоспособны, а новые модели их оборудования соответствуют всем последним тенденциям развития телекоммуникационных технологий. Единственное предположение связано с тем, что компании становятся «скупыми на информацию», когда их положение на рынке ухудшается.

Немецкая фирма DeTeWe, один из старейших производителей телефонного оборудования, выпускает две модели УАТС, удовлетворяющих упомянутым критериям. Отличительная черта ее продукции — ориентация на технологию DECT, что неудивительно, так как DeTeWe была в числе разработчиков данного стандарта. Максимальная емкость Open Com 120 составляет 52 порта, но станция способна поддерживать до 255 терминалов DECT. Она реализует весь стандартный сервис ISDN и некоторые функции IP-телефонии. Другая офисная АТС, Varix 200 DECT, имеет модульную конструкцию и обеспечивает наращивание емкости до 158 портов. Кроме того, с помощью этой станции можно создавать централизованные пикосотовые сети DECT. Сервисную поддержку продукции DeTeWe осуществляет российская фирма «ДеТеВе-сервис», выполняющая функции представительства немецкого производителя.

Компания NEC предлагает станцию нового поколения NEAX 2000 IPS (Internet Protocol Server). Она поддерживает множество интерфейсов городских линий, однако для ее подключения к российским станциям устаревших типов требуются внешние конверторы сигнализации. Впечатляют сетевые возможности данной УАТС: она может объединять до 255 узлов. Применение межстанционной сигнализации CCIS, созданной на базе ОКС №7, обеспечивает централизованное управление сетью, контроль за ее состоянием, работу с единой биллинговой системой и создание распределенного операторского центра. Сервисным обслуживанием телефонных станций NEC в России занимается Abitel Group.

Компания Samsung предлагает российским заказчикам широкий спектр станций, из которых для обзора были отобраны три модели — DCS Compact II, DCS и iDCS500. Первая из них ориентирована на удовлетворение нужд небольших компаний и имеет максимальную емкость 88 портов. Станция DCS способна предоставлять телефонную связь более чем 200 абонентам, и, благодаря модульному строению, легко адаптируется под конкретные задачи. Кроме того, DCS обеспечивает развитые функциональные возможности, сопоставимые с возможностями УАТС старшего класса. Станция iDCS500 позволяет строить распределенные телефонные сети, связывающие несколько офисов, поддерживает конвергентные технологии и работу с приложениями компьютерной телефонии.

Оборудование израильской компании Telrad Tenecs было специально разработано (при участии компании «Лауд-Линк») с учетом российских требований к взаимоувязанной телефонной сети общего пользования. Для нашего обзора были выбраны хорошо масштабируемые станции Telrad S-128 и S-400. К их достоинствам можно отнести поддержку работы удаленных абонентов, находящихся на расстоянии до 10-12 км от главного офиса. Возможно, в столице эта функция не будет востребована, но в условиях телекоммуникационного «бездорожья» российской глубинки она вполне пригодится. Станции Telrad обеспечивают подключение абонентских аппаратов через сеть IP с помощью встроенных адаптеров.

Среди дополнительных сервисов, поддерживаемых станциями Telrad, стоит выделить интегрированную голосовую почту (такое нечасто встречается в рассматриваемой категории УАТС). Поддерживается меню на русском языке, а в системных аппаратах используется русифицированный дисплей. В остальном сервисные функции стандартны.

Сервисное обслуживание станций Telrad в Москве возложено на компанию «Лауд-Линк», которая через своих партнеров предоставляет указанные услуги в ряде регионов России. Кроме того, практикуется бесплатное обучение заказчиков.

Настоящий обзор затрагивает только «верхушку айсберга» решений, предназначенных для создания корпоративных телефонных систем, однако представленные для него данные позволяют сделать ряд общих выводов.

Во-первых, на российском рынке весьма активно продвигают свою продукцию производители разных «весовых категорий». Все они занимают устойчивые рыночные ниши и имеют собственного потребителя.

Во-вторых, продолжают пользоваться спросом станции, базирующиеся на технологиях коммутации каналов. Сколь долго эта тенденция будет сохраняться, сказать трудно, но изготовители стремятся не отставать от прогресса и «закладывают» в свои решения возможность миграции к IP-телефонии.

В-третьих, безвозвратно минуло время простых телефонных коммутаторов. Сегодня даже крошечным компаниям вполне по карману станции, обладающие развитой функциональностью.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями