В сентябре главному детищу Натальи и Евгения Касперских — одноименной компании, занимающейся разработкой антивирусных программ, — исполнилось пять лет. За относительно небольшой срок «Лаборатория Касперского» сумела занять лидирующее положение в своем секторе отечественного рынка.

НАТАЛЬЕ И ЕВГЕНИЮ Касперским есть что рассказать о своих дальнейших планах
Как сообщила генеральный директор компании Наталья Касперская, доля ее антивирусной продукции составляет от 45% (в корпоративном секторе) до 60% (среди индивидуальных пользователей), а клиентами «Лаборатории Касперского» являются почти 1 млн пользователей. Имея собственные представительства в Великобритании, США и совместное предприятие в Польше, фирма взаимодействует с 250 прямыми партнерами по всему миру. С момента своего образования она ежегодно удваивает объемы продаж антивирусных решений, и если в 2002 году доход «Лаборатории» прогнозируется в пределах 16 млн долл., то в следующем году он должен составить 30 млн долл.

Секрет успеха «Лаборатории Касперского» заключается в постоянном обновлении ее решений. Так, в 1999 году фирма впервые предложила на мировом рынке интегрированную антивирусную защиту и поведенческий блокировщик макровирусов для приложений Microsoft Office. Тогда же состоялась мировая премьера антивируса для операционной системы Free BSD/BSDi и антивируса, интегрированного в службу каталогов Novell (NDS). В 2000 году «Лаборатория» выпустила первые в мире антивирусные программы для почтовых серверов Sendmail и Qmail.

Расширение функциональных возможностей базовых продуктов было стратегическим направлением развития фирмы вплоть до 2002 года.

Сегодняшние приоритеты «Лаборатории Касперского» смещены в область качества программных продуктов: их нужно сделать более совершенными, устойчивыми и удобными для конечных пользователей. Как сообщила Касперская, в ближайшее время потребительские свойства базовых решений компании существенно изменятся. Диверсификация антивирусных инструментов позволит точнее позиционировать их для различных категорий заказчиков. Продукты, нацеленные на рынок индивидуальных пользователей, станут намного проще и избавятся от лишнего функционала. Антивирусные пакеты для крупных корпоративных заказчиков, напротив, будут «утяжеляться». В этом секторе фирма намерена продвигать решения, обеспечивающие выполнение всего комплекса задач в области компьютерной и сетевой защиты.

Совершенствование системы поддержки корпоративных заказчиков — еще одно приоритетное направление бизнеса компании. По словам Касперской, присутствие в корпоративном секторе приносит до 70% дохода в России. Но дальнейшее расширение взаимодействия с корпоративными заказчиками сдерживается недостаточной развитостью сети технического обслуживания. По той же причине успехи зарубежных офисов «Лаборатории Касперского» на корпоративном рынке довольно скромны. Например, ее представительство, открытое в Великобритании в сентябре 1999 года, только начинает приносить прибыль. Учитывая жесточайшую конкуренцию со стороны мировых производителей антивирусных решений, фирма вынуждена позиционировать свои продукты в сегменте малого и среднего бизнеса развитых стран.

Чтобы переломить сложившуюся ситуацию, «Лаборатория Касперского» расширила штат департамента клиентского обслуживания с 4 до 14 сотрудников. Как заявила директор данного подразделения Елена Кабирова, компания постепенно отказывается от политики стандартной технической поддержки, концентрируясь на организации полномасштабного сервисного обслуживания заказчиков. Региональная сеть продуктовой поддержки пока невелика, но ее создание идет полным ходом. Так, в ближайшее время во Франции будет открыто новое представительство, главной задачей которого станет обеспечение сервисного сопровождения бизнес-заказчиков.

Кроме того, сообщили представители «Лаборатории», ее антивирусы обретут новое «лицо». Если ранее пакет представлял собой комбинацию разрозненных программ, то в новом поколении продуктов они будут объединены общим интерфейсом, тестирование которого уже завершается. Весной 2003 года обновленный пакет предполагается запустить в серийный выпуск.

Глобальные изменения в маркетинговой политике не приводят к остановке конвейера создания новых продуктов «Лаборатории Касперского». На середину ноября 2002 года намечен выход коммерческого релиза программы защиты от хакерских вторжений Kaspersky Anti-Hacker (его бета-версия была представлена в апреле 2002 года). Он содержит автоматический детектор атак, распознающий наиболее распространенные поведенческие приемы при компьютерных взломах (сканирование портов, DoS-атаки и др.). Кроме того, в программе имеются механизмы, отслеживающие все действия Internet-приложений, и мощная система фильтрации пакетов. Kaspersky Anti-Hacker позиционируется как персональный Firewall. В ближайшее время будет объявлено о завершении разработки распределенного межсетевого экрана, ориентированного на малые и средние предприятия.

Сообщалось, что «Лаборатория Касперского» заканчивает разработку фильтра Kaspersky Content Filtering. Его пользователи будут автоматически получать обновления Black-листов через Internet (как и в случае применения решения «Антивирус Касперского»). Для этого производитель обеспечит постоянный мониторинг российского сегмента Сети и ведение базы данных наиболее распространенных сообщений нежелательного характера (спама). Кроме того, пользователи смогут формировать персональные фильтры, вручную добавляя в них адреса отправителей спама. Специально разработанный модуль лингвистической фильтрации предназначен для отсеивания сообщений, просочившихся через два первых барьера. Данное решение выйдет за рамки обычного программного продукта: по сути, на рынке появится новый актуальный сервис. Как сообщила Наталья Касперская, начало его продаж намечено на февраль 2003 года.

Таким образом, современная концепция бизнеса «Лаборатории Касперского» подразумевает комплексную защиту информационных систем от киберугроз. Продукты, предназначенные для борьбы с вирусами, хакерами и спамом, будут интегрированы в единый комплекс обеспечения безопасности.