На праздновании 10-летия петербургского холдинга «Ланк» неожиданно стало известно о новом направлении его деятельности. К дистрибьюции, розничной торговле, системной интеграции, производству оптических приборов добавилось предоставление телекоммуникационных услуг.

В начале 2002 г. на базе подразделения «Ланк», специализирующегося на организации доступа в Internet, образовалась фирма «Ланк Телеком». Весной фирма расширила перечень своих предложений услугами междугородной и международной телефонной связи, базирующимися на технологии VoIP. Об этих событиях уже сообщалось, а вот о приобретении «Ланком» региональных телекоммуникационных компаний никакой информации не поступало.

С появлением в составе холдинга четырех операторов связи предоставление телекоммуникационных услуг перестало быть дополнением к основному бизнесу. На торжественном заседании, посвященному 10-летию предприятия, его президент Владимир Просихин даже расценил организацию таких услуг как приоритетную область деятельности «Ланка».

Связная «пятерка»

Телекоммуникационные приобретения были сделаны в 2002 г.: в состав холдинга вошли телефонные операторы «Севертранском» (Ярославль) и «Регионсвязьсервис» (Тюмень). Первый из них имеет лицензии на предоставлении телекоммуникационных услуг в Ярославской, Вологодской, Архангельской областях. Возможно, в ближайшее время он «охватит» и Республику Коми. В Ярославле «Севертранском» работает не только как телефонный оператор, но и как Internet-провайдер.

Свидетельством связного «уклона» холдинга стали также открытие в прошлом году дочерней компании Alcom в Батуми и выход на рынок дальней телефонной связи (Москва — Санкт-Петербург — Лондон — Нью-Йорк) по протоколу IP. В Америке «Ланк» создал дочернюю фирму «Экспресс-Телесервис». Таким образом сейчас телекоммуникационное направление представлено в холдинге уже пятью компаниями.

Владимир Просихин назвал несколько причин обращения «Ланка» к новой сфере деятельности. Руководство холдинга считает, что эта область вовсе не является для него Terra Incognita. «Ланк» занимался дистрибьюцией не только мониторов и периферийной техники, но и телекоммуникационного оборудования. Как известно, фирма поставляла телекоммуникационные решения операторам связи, выступая в роли системного интегратора. Среди заказчиков фигурировали и приобретенные ныне провайдеры, которые получали от «Ланка» системы передачи голоса и данных производства Alcatel. Среди зарубежных партнеров холдинга — столь известные производители, как NEC, Alcatel, Cisco Systems, 3Com и US Robotics.

Кроме того, главный офис компании находится в Санкт-Петербургском государственном университете телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, и «Ланк» участвует в обучении и переподготовке специалистов в области современных телекоммуникационных технологий. Наконец, при участии холдинга создано и функционирует региональное отделение международной академии Cisco Systems в Петербурге.

Преодоление входного порога

Знанием технологий связи и определенными контактами в этой сфере холдинг мог похвастаться уже давно, однако прежде для освоения связного бизнеса компании не хватало финансовых ресурсов. «Это направление характеризуется достаточно высоким входным порогом — маленьким компаниям на телекоммуникационном рынке не закрепиться. В последние годы обороты холдинга быстро росли, и мы смогли преодолеть такой порог. Надо отметить, что предоставление телекоммуникационных услуг в регионах — перспективный бизнес, ибо там не удовлетворена потребность даже в базовых услугах. В то же время на телекоммуникационных рынках Москвы и Петербурга уже тесно», — сообщил Владимир Просихин.

Найти «выход» в Аджарию (г. Батуми) «Ланк» сумел благодаря умению его руководителей налаживать контакты — весьма важному для бизнеса на Кавказе. Собственно, лицензии на предоставление телекоммуникационных услуг выдает Тбилиси, но если власти Аджарии будут против этой затеи, из нее ничего не получится. «У нас сложились хорошие отношения с чиновниками и представителями бизнеса как в Тбилиси, так и в Батуми. Учитывая, что Грузия расположена очень удобно для транзита трафика, мы решили воспользоваться появившимися у нас уникальными возможностями. Таким образом мы открываем дорогу для ведущих телекоммуникационных компаний России», — говорит Владимир Просихин.

Появление «Экспресс-Телесервиса» в США связано с развитием прежних направлений деятельности холдинга. Через свой нью-йоркский офис «Ланк» продавал в Америке российские оптические приборы и получил по некоторым их видам половину мирового оборота.

Последние четыре года оборот «Ланка» стремительно увеличивается: ежегодный прирост стабильно фиксируется на отметке 30-40%. Дистрибьюторский бизнес также динамично развивается, но его доля в общем обороте холдинга сократилась с 75% в 1997 г. до 50-55% к началу 2002 г. Зато быстро развивается направление системной интеграции. Естественным продолжением его стало предоставление телекоммуникационных услуг.

Владимир Просихин сообщил, что в обозримом будущем холдинг не планирует приобретать операторов связи. «Сначала нужно разобраться с теми, которых мы уже купили», — заключил он.