Американские компании, занимающиеся розничной торговлей — от Prada на Манхэттене до Gap в Атланте, — испытывают новую беспроводную технологию, которая способна существенно повысить точность товарного учета и исключить возможность мошенничества.

Метод идентификации по радиочастоте (Radio Frequency Identification, RFID) подразумевает использование радиоволн для преобразования информации между считывающим устройством и сканируемым предметом, например товарной упаковкой. Данный способ обеспечивает поистине широчайший спектр возможностей — от проверки багажа в аэропортах до сбора дорожных пошлин.

Компания Exxon Mobil использует технологию RFID в своей платежной системе Speedpass. Расплачиваясь, клиенты подносят портативный транспондер к сенсорному датчику и таким образом снимают деньги с собственного счета. Технология RFID используется как на низких частотах (от 3 до 300 кГц; в частности, система Speedpass работает на частоте 134 кГц), так и на высоких (от 3 до 30 МГц). Многие системы функционируют на частоте 13,56 МГц, зарезервированной для промышленных нужд.

RFID берет свое начало от беспроводной технологии, использовавшейся англичанами во время Второй мировой войны. Тогда самолеты оснащали радиомаяками, чтобы с помощью радара определять, чей самолет приближается к охраняемой территории — свой или вражеский. Сегодня предприятия розничной торговли начинают применять данную технологию для товарного учета, выясняя с ее помощью, какие товары находятся в торговом зале, какие размещены на складе, а какие еще не доставлены с оптовой базы или от поставщиков.

Типичная система RFID, предназначенная для предприятий розничной торговли, состоит из антенны и трансивера, которые часто объединены в одно считывающее устройство, а также транспондера (ретранслятора). Считывающее устройство может иметь различное исполнение — от простого переносного сканера до стационарного туннельного устройства, которое сканирует упаковки по мере их продвижения по конвейеру. Считывающее устройство передает сигнал ретранслятору, размещенному на товарном ярлыке, после чего сигнал от ярлыка возвращается на считывающее устройство.

Товарные ярлыки, выполненные по технологии RFID, являются альтернативой ярлыкам со штрих-кодом. Они включают в себя миниатюрные чипы, которые хранят информацию о конкретном изделии, например о размере, модели и цене футболки или джинсов.

В отличие от штрих-кодовых, RFID-ярлыки не требуют непосредственного контакта считывающего устройства со сканируемым предметом или наличия между ними зоны прямой видимости. Кроме того, технология RFID позволяет получать информацию одновременно с большого числа ярлыков. Это означает, что за один сеанс сканирования работники склада могут провести инвентаризацию всех товаров прямо в запечатанных коробках.

RFID-ярлыки содержат большее количество информации, чем стандартный идентификатор UPC (универсальный товарный код). В то время как штрих-код UPC позволяет определить лишь некоторые характеристики товара, например тип обуви, RFID-ярлык способен идентифицировать, скажем, обувную пару с помощью серийного номера (уникального для каждой единицы продукции). Он также может хранить сведения о том, где и когда эта пара обуви была произведена, когда попала в продажу и была куплена.

Мнения сторонников RFID

Сторонники технологии RFID утверждают, что со временем она позволит любой компании отслеживать в цепи поставок отдельные товары. Это будет происходить так: когда контейнер прибывает на погрузочную платформу оптовой базы и рабочие производят его сканирование, информация о прибытии груза незамедлительно поступает к поставщикам и розничным продавцам.

Джим Кроуфорд, аналитик по розничным продажам из компании Forrester Research, считает, что в настоящее время технология RFID наиболее востребована на таких этапах цепи поставок, как дистрибуция и хранение. Предприятия розничной торговли используют данную технологию преимущественно для идентификации контейнеров или грузовых ящиков — вместо того чтобы приклеивать ярлыки к отдельным товарам. Это позволяет сократить количество закупаемых RFID-ярлыков. Однако, по словам Кроуфорда, RFID все чаще находит применение и в торговых залах.

Считывающие устройства, вмонтированные в демонстрационные стенды, обеспечивают ревизию товара по ярлыкам и отправку соответствующей информации в систему управления базами данных. Это удобнее, чем полагаться на сведения, получаемые от кассовых терминалов, или подсчитывать товар вручную. В случае сокращения ассортимента товаров на прилавках система автоматически сообщает, каких именно типов продукции и размеров изделий нехватает.

В конце прошлого года фирма Gap из Атланты, специализирующаяся на розничной торговле одеждой, провела трехмесячное испытание технологии RFID. Этим летом на конференции Retail Systems-2002, состоявшейся в Чикаго, директор отделения Gap по управлению продажами Нико Кэн поделился полученным опытом. «Технология RFID хорошо работает, — сказал он. — С ее помощью сотрудники Gap идентифицировали товары, которые не находились в непосредственной близости от них. А зная, где находится мой товар, я могу принимать более разумные и обоснованные решения».

Кэн акцентируется на том, что благодаря использованию технологии RFID можно получать более точные данные о товарообороте. Это весьма важно для розничной торговли. Обычно при продвижении товара от поставщика к продавцу вероятность ошибок очень велика, ведь сам учет и занесение данных в учетную систему осуществляются вручную. Как утверждает Кэн, в большинстве случаев точность товарного учета составляет менее 85%, тогда как при испытаниях RFID-системы в Gap она составила 99,9%.

Правда, после тестирования компания Gap на неопределенное время отложила внедрение технологии RFID в своих магазинах, но Кэн видит массу возможностей для ее использования. Например, кассир мог бы проводить сканирование большого числа товаров одновременно, что существенно ускорило бы процесс оплаты. Кроме того, данная технология поможет бороться с мошенничеством: она позволяет записывать информацию о продаже товара на его RFID-ярлык, и если кто-то попытается продать украденную вещь, система сразу известит об этом кассира.

Препятствия к внедрению RFID

По словам Кроуфорда, аналитика из компании Forrester Research, хотя RFID и имеет огромный потенциал, на пути распространения этой технологии есть серьезные препятствия.

Одним из них является цена. Согласно данным Forrester Research, стоимость ярлыков-транспондеров сегодня составляет от 20 центов за одноразовые и до нескольких долларов за многоразовые носители. Однако, если верить выводам, полученным в ходе реализации исследовательской программы Auto-ID Center Массачуссетского технологического института, в ближайшие несколько лет цены на RFID-ярлыки снизятся до 5-10 центов за штуку. Надо отметить, что стоимость RFID-ярлыков уже сегодня вдвое меньше той, которая устанавливалась на них пять лет назад, когда Texas Instruments только вышла на рынок с этой технологией.

Существуют и проблемы со сбором и распространением данных. «Технология RFID требует создания особой категории приложений, — говорит Кроуфорд. — Системы RFID могут проводить сверку ярлыков в торговом зале каждые 5 с, но у нас нет необходимости в передаче такого количества информации в центральную учетную систему. Программное обеспечение, позволяющее получать сведения об изменениях в ассортименте через разумные промежутки времени, является более подходящим для таких целей».

По указанным причинам технология RFID все еще находится на стадии апробации. «Это нормальная ситуация при подготовке к внедрению новой технологии», — утверждает Билл Аллен, менеджер по маркетингу компании Texas Instruments. Она выпускает системы, работающие на основе технологии RFID — как на низких, так и на высоких частотах. Изделия именно этого производителя испытывались в пилотном проекте Gap, а также тестировались фирмой Prada в ее самом крупном торговом центре в Нью-Йорке.

В число других реселлеров, участвующих в апробации новой технологии, входят спонсоры программы Auto-ID Center, это Wal-Mart Stores, Proctor & Gamble, Gillette, Kraft Foods и Coca-Cola. Компания Minneapolis Target также заявила о намерении принять участие в тестировании RFID.

По словам Аллена, Texas Instruments ждет результатов полномасштабного тестирования технологии RFID. Английская компания розничной торговли Marks & Spencer заказала 3,5 млн ярлыков, которые она собирается вмонтировать в многоразовую пластиковую тару для транспортировки свежезамороженных продуктов питания. «Факт заказа такого количества ярлыков свидетельствует о том, что реселлеры вполне серьезно относятся к нашей технологии», — утверждает Аллен.

Для широкомасштабного внедрения технологии RFID необходимо найти те области, в которых она может найти применение. «Вы ведь не станете приклеивать 35-центовый ярлык на банку бобов, которая стоит 75 центов», — говорит Аллен. Помимо Texas Instruments, системы на основе технологии RFID производят фирмы Matrics, Philips Semiconductors BV и Symbol Technologies.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями