Руководство пяти крупных европейских телекоммуникационных компаний обратилось к председателю Европейской комиссии по конкуренции Марио Монти с жалобой на «систематическое нарушение бывшими монополиями правил конкурентной борьбы» на рынке локальных телекоммуникационных услуг.

Исполнительные директора фирм Cable & Wireless, Arcor, Groupe Cegetel, Wind Telecomunicazioni и QS Communications Benelux заявили, что, хотя год назад Евроcоюз и принял закон об открытой конкуренции на так называемом участке абонентских линий (local loop), на пути развития бизнеса новых игроков по-прежнему вырастают серьезные барьеры. Пять компаний требуют от комиссии «структурно» обособить абонентские сети доступа от крупных монополий, если те будут продолжать чинить препятствия свободной конкуренции.

Комиссия с пониманием относится к требованиям молодых коммерческих операторов. Все согласны с тем, что совместное использование абонентских линий является ключевым условием повышения эффективности отраслевого бизнеса и организации широкополосного доступа в Internet. А это — основные задачи, стоящие перед телекоммуникационной индустрией Европейского союза.

На проходившей в Брюсселе конференции Монти заявил, что его служба осведомлена о дискриминационной политике, проводимой бывшими монополистами. Следственная комиссия уже изучает материалы двух дел, а в ближайшее время могут быть приняты новые иски о нарушении антимонопольного законодательства.

В декабре прошлого года комиссия направила в Deutsche Telecom письмо с материалами о выявленных недостатках. Компании было предъявлено обвинение в ценовом демпинге с целью выталкивания конкурентов с рынка. В мае текущего года орган регулирования свободной конкуренции обвинил France Telecom в хищнической ценовой политике, направленной на поддержку собственного подразделения Wanadoo, которое специализируется на предоставлении услуг Internet.

Представитель комиссии по конкуренции Амелия Торрес заметила, что утверждения, фигурирующие в неформальных жалобах, создают известным корпорациям 15 государств Европейского союза имидж «источников дискриминации».

Дискриминационная политика не обязательно связана с ценовыми войнами. Еще в большей степени она касается условий сотрудничества, которые предлагаются новым игрокам. В частности, речь идет о возможности установки их оборудования на местных коммутационных узлах, принадлежащих бывшим монополистам. Некоторые известные операторы обвиняются в неоправданных задержках при установке оборудования и в ужасном качестве обслуживания молодых компаний.

Представители комиссии сообщили, что за год, прошедший с момента вступления в силу закона об абонентских линиях, лишь 2-3% локальных каналов оказались доступными для конкурентов. В I квартале текущего года в странах Евросоюза на продажу выставлялись в среднем 6 тыс. телефонных линий в неделю. Однако в течение того же периода телекоммуникационные компании еженедельно устанавливали 65 тыс. новых высокоскоростных соединений с Internet по технологии ADSL (Asymmetric Digital Subscriber Line). А их конкуренты могут предложить альтернативное подключение ADSL лишь в том случае, если имеют доступ к абонентским линиям.

«Орган, отвечающий за регулирование конкуренции в Европейском Союзе, вряд ли станет всерьез рассматривать призыв к дроблению уже существующих крупных операторов, — заявил хорошо информированный источник, пожелавший остаться неизвестным. — Никто не сомневается в том, что новым игрокам трудно выходить на фактически поделенный рынок, но разве имеет смысл требовать от конкурентов разукрупнения силовыми методами? Принятие подобных решений явно не соответствовало бы масштабам вины бывших монополистов».

Представители крупных операторов заняли достаточно жесткую позицию. «Все это напоминает мне крик отчаяния тех, кто совсем недавно пришел на рынок, — заявил Майкл Бартоломью, директор торговой ассоциации European Telecommunications Network Operators? Association (ETNO), представляющей интересы давно закрепившихся на рынке операторов. — Но если нас все же заставят продать свой бизнес предоставления в аренду абонентских линий, это должно быть компенсировано хорошими деньгами».

По словам Бартоломью, члены ассоциации уже потратили 330 млн евро на передачу части мощностей своих телефонных коммутаторов конкурентам. Таким образом, обвинения в нарушении свободной конкуренции не имеют под собой почвы. «Наши противники возлагают на абонентские линии слишком серьезные надежды, — подчеркнул он. — Но это вовсе не волшебная палочка, одним взмахом которой можно организовать в Европе широкополосный доступ к Internet. Существуют и гораздо более дешевые альтернативные способы, обеспечивающие быстрое соединение с Internet, в частности — по линиям кабельного телевидения и волоконно-оптическим каналам. Причину же, по которой так мало местных каналов доступа сдается в аренду, следует искать в отсутствии спроса со стороны конкурентов на услуги абонентских линий».

Если ряд новых игроков говорят о недостаточно эффективном регулировании вопросов, связанных с абонентскими линиями, то представитель одного из поставщиков услуг Internet полагает, что любые действия комиссии в этом направлении изначально обречены на провал. Исполнительный директор итальянской фирмы Tiscali Ренато Сори заявил, что организациям, которые желают предоставить своим клиентам конкурентоспособные услуги доступа, гораздо лучше подключаться к магистральным сетям крупных операторов на их центральных узлах. Компании должны лишь получить разрешение на подсоединение к центральным точкам, а затем сделать операторам определенные отчисления за право подключения к местным коммутаторам.

«Если рассматривать положение дел с позиций технологии ADSL, то желание крупных операторов заполучить контроль над национальными рынками можно увидеть невооруженным глазом, — отметил Сори. — Дорога, по которой нам следует идти, не имеет отношения к переделу абонентских линий. Это явно неэффективный вариант с экономической точки зрения. Реальное решение проблемы заключается в обеспечении свободного доступа к инфраструктуре и во внедрении модели перекрестных соединений. Именно такие действия будут способствовать либерализации рынка телефонных услуг и Internet».

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями