Пройдут еще долгие годы, прежде чем начнется массовый переход к использованию технологии Bluetooth для обеспечения беспроводной связи на коротких расстояниях.

Приверженцы данной технологии широко разрекламировали ее возможности, но сейчас, вернувшись к реалиям рынка, они предсказывают, что Bluetooth станет применяться так же широко, как сотовая связь, не раньше чем через восемь лет.

«Мы перестарались», — признал на четвертом ежегодном конгрессе Bluetooth, прошедшем в Амстердаме, Майк Маккемон, исполнительный директор инициативной группы Bluetooth Special Interest Group (SIG). Эта коммерческая ассоциация включает в себя сотни организаций, работающих над соответствующими продуктами и приложениями. «Мы видим, что от выпуска первых версий изделий до времени их широкого использования проходит около десяти лет, — продолжил он. — Сейчас начался второй год признания Bluetooth, и теперь-то мы осознаем, что пытались сделать намного больше намеченного».

Технология Bluetooth, созданная в 1994 году, призвана заменить кабельную среду передачи данных на короткие расстояния. Она обеспечивает скорости порядка 400 Кбит/с и применяется в диапазоне 2,4 ГГц. Эту же полосу частот используют большинство бытовых радиотелефонов и беспроводные локальные сети стандарта 802.11b (WLAN). Производители прогнозировали, что к 2002 году аппаратура Bluetooth будет действовать повсеместно, однако до сих пор количество приобретенных устройств с поддержкой Bluetooth остается весьма ограниченным. Лишь убежденные сторонники Bluetooth активно задействуют данную технологию в бизнесе и быту.

Пять лет понадобилось на то, чтобы от разработки спецификаций перейти к первым изделиям. Но, по мнению Маккемона, Bluetooth находится даже не на полпути к достижению заветной цели. А она такова: эта технология должна стать настолько распространенной, чтобы ее можно было применять, не задумываясь (подобно тому, как сегодня используются пульты дистанционного управления, основанные на инфракрасных волнах). «Технология Bluetooth все еще находится на ранней стадии становления, на которой ею интересуются лишь любители новинок», — отмечает Маккемон.

С ним согласен Дейв Белл, управляющий директор основанного в прошлом году электронного магазина BlueUnplugged.com, в котором продаются изделия Bluetooth. «Оборудование Bluetooth еще не получило широкого распространения. Покупатели еще просто не знают, что же такое Bluetooth. Однако года через полтора у нас появятся не только более совершенные товары, но и средства обучения пользователей», — говорит он и добавляет, что все продажи на сайте BlueUnplugged.com ориентированы на тех, кто намерен проводить тестирование, а также на «технарей».

«Технология Bluetooth нигде не применяется так, как должна. Нам следует вообще избавиться от слова «Bluetooth», чтобы рядовой потребитель даже не задумывался о том, какая технология обеспечивает решение его коммуникационных проблем», — уверяет Ник Хан, управляющий директор лондонского представительства компании TDK Systems Europe. Хотя TDK и продает на рынке продукцию Bluetooth, фирма притормозила рекламную кампанию по ее продвижению. Как заверяет Хан, те производители, которые рисовали футуристические картины возможностей Bluetooth для конечных пользователей и заявляли, что все это произойдет в самое ближайшее время, попросту лгали.

«Ожидания пользователей были подняты на чересчур большую высоту», — отмечает Хан. Он полагает, что компании L.M. Ericsson Telephone и Intel, которые с самого начала продвигали продукцию Bluetooth, намеренно подняли шумиху вокруг данной технологии с целью получить широкую поддержку в промышленности. И это сработало: более двух десятков производителей уже выпускают микросхемы Bluetooth.

Сейчас специалисты утверждают, что Bluetooth будет развиваться медленно, поскольку производителям сначала требуется повысить интероперабельность оборудования и увеличить спектр изделий. По мнению Пьера Форсберга, старшего менеджера по маркетингу компании National Semiconductor, пока нет гарантий того, что устройства, выпускаемые различными фирмами, будут нормально взаимодействовать, — хотя все компании и руководствуются одними и теми же спецификациями Bluetooth. «Необходимо быстро решить такие вопросы, иначе люди потеряют доверие к данной технологии», — заявляет Форсберг. По его словам, в версии 1.2 спецификации Bluetooth, которая появится в первой половине следующего года, намечено учесть проблему устранения взаимных помех в беспроводных сетях (сейчас аппаратура Bluetooth «глушит» трафик WLAN, отвечающих стандарту 802.11b).

Как бы то ни было, число устройств, поддерживающих эту радиотехнологию, резко возрастет уже в текущем году, что обусловлено снижением рыночной стоимости микросхем Bluetooth. К примеру, такие компании, как Sony Ericsson Mobile Communications, Nokia и Motorola, планируют еще до конца года выпустить несколько новых моделей телефонов, обеспечивающих использование Bluetooth. Аналитики считают, что развитие мобильной телефонии будет способствовать распространению Bluetooth, однако поддержка телефоном данной технологии совсем не означает ее применения. К примеру, выпускаемый Sony Ericsson мобильный телефон T68i популярен в Европе вовсе не из-за поддержки Bluetooth, а благодаря наличию в нем цветного дисплея.

В игру на рынке средств Bluetooth вступают производители и из других отраслей. Среди них — базирующийся в Германии автомобильный концерн DaimlerChrysler. Он планирует уже в IV квартале нынешнего года начать распространение через дилерскую сеть набора Bluetooth под названием U-Connect, который по желанию заказчика будет устанавливаться в его автомобиле. «Автомобильные встроенные средства связи будут доминировать среди приложений, которые определят, выживет ли технология Bluetooth», — утверждает Джек Уитроу, директор по средствам связи и развлечениям компании Chrysler Group, входящей в концерн DaimlerChrysler. Оборудование U-Connect позволяет потребителю, телефон которого оснащен портом Bluetooth, осуществлять звонки в автоматическом режиме. Устройства управления и микрофон монтируются в зеркало заднего вида машины. У других приложений Bluetooth, по словам Уитроу, пока слишком ограниченный рынок. Соответствующим устройствам придется испытывать серьезную конкуренцию со стороны оборудования, базирующегося на других стандартах беспроводной связи.

Однако Кайл Мартин, старший директор по продажам компании Silicon Wave, думает иначе. Его фирма, базирующаяся в Сан-Диего, выпускает элементную базу для устройств Bluetooth. Мартин верит, что ключи к массовой популяризации Bluetooth находятся в руках гиганта программной индустрии — корпорации Microsoft. «Когда Microsoft выпустит версию Windows с поддержкой Bluetooth, это откроет дорогу для широкого внедрения соответствующих приложений», — отмечает он. Некоторые производители ноутбуков (включая лидера рынка — компанию Toshiba — и ряд тайваньских производителей материнских плат для персональных компьютеров) уже обеспечивают в своих изделиях поддержку Bluetooth. В ноябре прошлого года корпорация Intel также продемонстрировала возможности Bluetooth на основе одной из ее материнских плат.

Надо отметить, что месяц назад Microsoft выпустил пакет программного обеспечения Bluetooth для разработчиков, а на конгрессе в Амстердаме продемонстрировал беспроводную мышь и клавиатуру на базе данной технологии. Обеспечить поддержку Bluetooth для Windows XP намечено на вторую половину текущего года.

Тем временем корпорация FedEx, расположенная в Мемфисе, намеревается выпустить первое оборудование Bluetooth для бизнеса. Портативное устройство с модулем Bluetooth, предназначенное для курьеров, появится в конце года, о чем рассказал директор по разработке мобильной архитектуры FedEx Кен Пасли. Сейчас курьеры FedEx пользуются мобильными устройствами на основе инфракрасной связи, с помощью которых они передают сканируемую с посылок информацию на терминал, находящийся в фургоне. Однако для инфракрасной связи требуется, чтобы эти устройства находились на линии прямой видимости с терминалом. Оборудование Bluetooth позволит осуществлять передачу автоматически, когда курьер будет оказываться поблизости от фургона.

Кроме того, FedEx планирует установить точки доступа Bluetooth во множестве своих стационарных пунктов. Система Bluetooth будет работать наряду с развертываемой в настоящее время беспроводной локальной сетью, базирующейся на стандарте 802.11b. Как рассуждает руководство FedEx, последняя хороша для пользователей с ноутбуками, нуждающихся в высокой пропускной способности, а экономичные устройства Bluetooth подходят для тех сотрудников, чьи мобильные устройства питаются от аккумуляторов.

Тем временем аналитики прогнозируют мощный рост продаж Bluetooth-микросхем (с 10,4 млн штук в 2001 году до 690 млн в 2006-м). Таким образом, в течение ближайших пяти лет динамика этого сегмента рынка составит 132% в год. По данным недавно опубликованного отчета исследовательской фирмы In-Stat/MDR, за тот же период выпуск конечного оборудования, оснащенного радиомодулями Bluetooth, достигнет 644 млн единиц.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями