Не секрет, что технологии видеоконференц-связи (ВКС) переживают в последние годы свой ренессанс. Передача изображения собеседника стала восприниматься сегодня также обыденно, как разговор по телефону. Несмотря на это, эксперты чуть ли не в один голос утверждают, что рынок средств ВКС только начинает формироваться.

За последние пару лет в России появились компании, специализирующиеся именно в данной области технологий. И хотя их обороты не столь велики, как у широкопрофильных дистрибьюторов ИТ-оборудования, они считают выбранное направление деятельности крайне перспективным и не собираются диверсифицировать бизнес. С генеральным директором одной из таких компании — «Бизнес-Медиа» — Сергеем Давыдовым встретился недавно главный редактор «Сетей» Игорь Елисеев.

Какие видимые изменения претерпел, на ваш взгляд, российский рынок ВКС за последние годы?

Современной точкой отсчета российского рынка видеоконференц-связи можно назвать 1998 год. В конце 1997 и первой половине 1998 года наметился существенный рост интереса к средствам видеосвязи со стороны крупных российских компаний, зарубежных представительств, госструктур и операторов связи. Затем, после августовского кризиса, произошел резкий спад, и в течение двух-трех последующих лет наблюдался застой; интерес к технологиям поддерживался на среднем уровне, не увеличиваясь, но и не уменьшаясь. Заказчики вновь воспрянули духом в прошлом году, когда в отечественной экономике явственно стали наблюдаться признаки оздоровления. В первую очередь, на технологии ВКС вновь обратили внимание предприятия нефтегазового сектора, банки и филиалы западных компаний.

Операторы связи отреагировали с некоторым опозданием, что было вызвано процессами укрупнения региональных предприятий и первоочередным решением организационных проблем. Однако затем укрупненные региональные холдинги стали делать запросы на оборудование ВКС и проектировать сети видеосвязи. Это было вызвано изменившейся конъюнктурой спроса на рынке услуг. Одним из наиболее востребованных приложений видеосвязи явилась организация сеансов для территориально-распределенных структур государственной власти. Кроме того, наложенными сетями ВКС стали пользоваться сами руководители холдингов связи для решения управленческих задач. Но переход к коммерческим службам ВКС происходит крайне осторожно, ведь для этого связистам нужно приобрести весьма дорогостоящее оборудование, в частности — серверы многоточечных конференций (MCU). Услуги на базе MCU необходимы компаниям, которые хотят объединить и оптимизировать управление своими многочисленными подразделениями.

Собственные наложенные сети видеоконференций на текущий момент построены и эксплуатируются такими компаниями, как «Лукойл», «Славнефть», «Роснефть». Также они есть в МПС, «Газпроме» и Центробанке РФ. Известно, что подобное инфраструктурное решение развертывает Сбербанк России.

Ряд транснациональных корпораций, имеющих представительства в России, на протяжении нескольких лет пользуются решениями в области ВКС. Правда, не всегда они эксплуатируются достаточно активно, поскольку используют, как правило, несколько линий ISDN, которые дороги для передачи международного трафика. Деньги сейчас считают даже в крупных корпорациях, поэтому можно сказать, что часто активность использования систем ВКС находится в обратной зависимости от стоимости услуг дальней связи.

Как бы вы охарактеризовали нынешнюю стратегию производителей систем ВКС, соответствует ли она веяниям времени?

Изменение стратегии производителей в этом секторе рынка продиктовано, прежде всего, общей тенденцией снижения цен на оборудование. Второй фактор — меняющаяся структура самого рынка, укрупнение и поглощение его отдельных игроков. Если в 1998 году групповой терминал видеосвязи PictureTel стоил порядка 60-70 тыс. долл., то теперь за 20 тыс. долл. можно приобрести настоящую суперсистему, поддерживающую самые передовые функции и высочайшее качество изображения и звука. Это касается решений высшей категории, которые используются в директорских кабинентах и конференц-залах.

Не меньшую роль в «разогреве» рынка ВКС играет и снижение нижнего порога вхождения пользователей в технологии видеосвязи. Так, простейшие терминалы на базе ПК (программный пакет и персональная видеокамера с кодеком) сейчас стоят от 600 до 800 долл., тогда как три-четыре года назад цена на них колебалась от двух до четырех тыс. долл. Благодаря снижению цен на оборудование класса low-end появилась возможность оснащать терминалами ВКС рабочие места рядовых сотрудников корпораций, что в свою очередь, приводит к лавинообразному росту числа пользователей сетей видеосвязи.

Какова наблюдаемая сегодня качественная структура рынка оборудования ВКС? Можете ли Вы оценить его общий объем и доли по отдельным секторам?

За прошедший год по нашим личным оценкам (основанным на объеме продаж оборудования) рынок ВКС в России вырос в два-три раза. Возможно, эти оценки не учитывают частоту использования установленных систем, но это все же показатель. В текущем году мы также намерены превысить прошлогодний уровень продаж. Вообще же оценить совокупный объем российского рынка оборудования ВКС представляется сложным, хотя бы в силу того, что он лишь недавно сформировался. По косвенным расчетам, основанным на количестве действующих игроков, он составляет 3-4 млн долл. Сюда входит базовое оборудование (терминалы, серверы, шлюзы, ПО). Вдобавок, еще примерно 30-50% от этой суммы составляет различное периферийное аудио- и видеооборудование. На сервисную поддержку приходится 10-15% объема поставок оборудования.

Когда говорят о зарождающихся сегментах ИТ-рынка, по традиции подразумевают, что в них присутствует значительная доля так называемого «серого ввоза». Однако я не думаю, что в нашем случае это явление существенно отражается на обороте. Ведь осуществлять «серые» поставки специализированного и технически сложного оборудования очень проблематично. Вместе с тем, даже официальные поставки техники не означают, что ввозимое оборудование ВКС имеет русифицированное меню, документацию и вообще как-то локализовано под отечественного пользователя. Процесс сертификации и локализации систем ВКС только начался и он будет длиться еще долгое время, но заказчикам необходимо пользоваться возможностями видеосвязи уже сейчас.

Наверное, рынок средств ВКС развивается по известному правилу «от простого — к сложному». Правильно ли я понимаю, что в нашей стране должны преобладать поставки оборудования класса low-end?

Качественная картина рынка решений в области ВКС со временем претерпевает изменения. Причем российские тенденции с небольшим опозданием повторяют мировые. В прошлом году во всем мире зафиксировано резкое снижение динамики спроса на персональные системы ВКС. Примечательно, что этот отрицательный тренд наблюдается несмотря на дешевизну подобных решений. Поэтому вклад персональных терминалов в структуру рынка оборудования постоянно падает.

Групповые системы, напротив, испытывают подъем интереса. И хотя цена на них тоже плавно снижается, доля таких решений в денежном исчислении продаж существенно растет. Изменение спроса, разумеется, повлияло на политику многих компаний-производителей. Некоторые игроки рынка ВКС совсем отказались от выпуска персонального оборудования, переключившись на групповые системы. Как следствие, в этом сегменте возникла довольно острая конкуренция, дополнительно повлиявшая на темпы снижения цен. Так, в настоящее время, групповые системы видеоконференц-связи, оснащенные интерфейсами ISDN BRI и IP Ethernet, производства Polycom и Sony, стоят от 4 тыс. долл. А благодаря функциональным возможностям и дизайну их уже не стыдно поставить в переговорную комнату или конференц-зал.

Схожая картина наблюдается и в сегменте серверов для многоточечных видеоконференций. Заказчики интересуются ими все активнее, однако соответствующий рост динамики продаж пока сдерживает высокая цена на оборудование этого класса. К слову, производители групповых терминалов нашли компромиссное решение: они встраивают в свои изделия серверы MCU с ограниченными возможностями. По этому пути пошли, в частности, Polycom, Sony, Tandberg и некоторые другие. Встроенные серверы рассчитаны на поддержку соединений между четырьмя-шестью оконечными точками, обладают менее широкими возможностями по отображению участников на экране и по подключению пользователей, работающих на разных скоростях и алгоритмах сжатия.

Как отразилось укрупнение некоторых компаний-производителей на распределении долей рынка и на их партнерской политике?

Во II квартале 2002 года на мировом рынке продаж группового оборудования ВКС сложилось следующее соотношение между основными производителями: Polycom занимал 63%, Tandberg — 20%, Sony — 7%, еще 10% разделили примерно поровну остальные игроки. Для корректной оценки ситуации в нашей стране небольшую поправку следует сделать в пользу компаний Tandberg и Sony. То же замечание касается и фирмы VCON: если в общемировых масштабах ее доля не превышает 3-4%, то в России она несколько больше.

Очевидно, что на перераспределение рыночных долей между основными игроками оказало существенное влияние объединение компаний. После поглощения корпорацией Polycom известного производителя терминального оборудования, компании PuctureTel и производителя видеосерверов компании Accord, объединенная компания стала доминировать по объему поставок как в России, так и за рубежом. Это поглощение явилось причиной пересмотра руководством компании ее партнерской политики. Теперь Polycom стремится к уменьшению числа прямых партнеров, что закономерно и обусловлено необходимостью оптимизировать процессы логистики и сократить расходы на дистрибьюцию товаров.

Раньше (до поглощения Accord и PictureTel) у каждой из этих компаний в России были собственные прямые партнеры. Всего их насчитывалось свыше десяти. Однако после образования единой компании Polycom, уровень продаж многих из них оказался ниже соответствующих требований, предъявляемых к дистрибьюторам, и Polycom был вынужден расторгнуть прямые договора. Кроме того, большое количество партнеров осложняло работу объединенной компании. Поэтому ряд бывших прямых партнеров Accord и PuctureTel был переведен в статус реселлеров Polycom. Если говорить о нашей компании, то мы по-прежнему являемся основным поставщиком в Россию продуктов бывшей линейки PuctureTel: групповых терминалов серии iPower.

Другие вендоры придерживаются противоположных взглядов. Например, Sony, чья доля на российском рынке сейчас год от года увеличивается, расширяет число авторизованных дистрибьюторов (раньше их было всего два). А норвежскую компанию Tandberg, судя по всему, устраивает нынешнее положение дел, поэтому она сохраняет фиксированное количество прямых партнеров.

Какие приложения видеоконференц-связи играют на сегодня главную роль в развитии этого рынка?

Если говорить в целом, то все ведущие производители систем ВКС пытаются охватить полный спектр приложений видеоконференц-связи. Поэтому в линейке каждого поставщика имеются решения различного уровня сложности и функциональности. С одной стороны, такая тенденция имеет свои плюсы: оборудование одного поставщика гарантированно взаимодействует между собой, и пользователю легче исправлять и настраивать однородное решение. Но с другой стороны, любая индустриальная технология должна стремиться к стандартизации. Сегодня стандартов в области ВКС существует много, но производители по-прежнему интерпретируют их каждый по-своему, и в результате оконечные точки и сервера временами оказываются несовместимыми друг с другом.

Если же касаться отдельных приложений ВКС, то некоторые компании стараются выпускать для них специальные комплекты оборудования на базе существующих типовых решений. Иными словами, аппаратно-программная платформа остается той же самой, но меняется набор вспомогательных компонентов, таких как видеокамеры или микрофоны, или модифицируются конструктивные элементы системы. Скажем, Polycom выпускает отдельные комплекты для медицины, телеобучения и судопроизводства. В медицинских системах от Polycom не предусмотрены стационарные микрофоны, потому что они там попросту не нужны, тогда как в судебных системах терминалы помещаются в специальный защитный кожух.

В технологической плоскости основные усилия разработчиков сосредоточены сегодня на создании более совершенных и производительных кодеков преобразования изображения и звука. Актуальность этой задачи также очевидна: чем более качественный кодек сжатия сигнала используется в системе, тем меньше затраты конечного пользователя на каналы связи. Тот объем видеоинформации, который раньше передавался по двум каналам BRI, сейчас передается по одному. Но вообще, заветная мечта производителей оборудования ВКС — достичь телевизионного качества сигнала, минимизировав при этом потребность в пропускной способности каналов связи.

Существуют ли проблемы с обучением конечных заказчиков и прочих специалистов работе на оборудовании ВКС в нашей стране?

Здесь действует общее «золотое» правило технологий: чем сложнее оборудование, тем больше затрачивается средств на его сервисное обслуживание и обучение пользователей. Хотя не всякое оборудование для видеоконференций отличается повышенной сложностью. Грамотный пользователь, к примеру, может за несколько часов самостоятельно научиться настраивать и эксплуатировать групповую систему, рассчитанную на поддержку четырех оконечных точек. Вместе с тем, серверы MCU требуют специальных знаний и по уровню сложности сравнимы с сетевыми маршрутизаторами или УАТС.

На местах российскими дистрибьюторами и реселлерами, проводится, скорее, не обучение, а инструктаж заказчиков или семинары. Иногда западные поставщики, такие как Polycom, привозят в нашу страну своих специалистов и проводят разовые акции по обучению сотрудников, представляющих каналы продаж. Но в большинстве случаев, чтобы получить знания в полном объеме, желающим приходится ехать за границу.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями