Наступление IP-телефонии продолжается. В течение лета сразу несколько производителей анонсировали новые продукты, позволяющие организациям любого масштаба превратить передачу голоса по сетям IP в реальность.

Благодаря новому ПО устройство SuperStack 3 NBXсможет поддерживать до 1,5 тыс. IP-телефонов
Корпорация Cisco Systems представила оборудование офисных телефонных станций IP PBX и набор продуктов, ориентированный на организации, в которых имеется от 50 до 200 рабочих мест. Компании Pingtel и Mitel Networks предлагают предприятиям малого и среднего звена устройства IP PBX, которые поддерживают набирающий популярность протокол Session Initiation Protocol (SIP) и операционную систему Linux. Корпорация 3Com, являющаяся на сегодняшний день наиболее популярным поставщиком решений VoIP для клиентов среднего уровня, обнародовала планы по дальнейшему совершенствованию своего мультисервисного оборудования. Так, представители 3Com сообщили об удвоении мощности модуля SuperStack 3 NBX IP PBX. Теперь он может обслуживать до 1,5 тыс. пользователей.

Подобные инициативы представляют немалый интерес для клиентов, которые прорабатывают возможность объединения своих сетей передачи голоса и данных. Ведь IP-телефония позволяет существенно сократить накладные расходы на связь.

«Реальная выгода от решений VoIP для малого бизнеса заключается в том, что эта технология помогает снизить управленческие затраты», — пояснил директор информационной службы компании Quay Дэвид Ресслер. В его компании уже установлен новый набор продуктов VoIP от Cisco.

Корпорация Cisco Systems, ранее развернувшая мощные системы VoIP у таких крупных клиентов как Dow Chemical и Merrill Lynch, адаптировала свои решения IP PBX к потребностям малого бизнеса, реализовав их на базе нового сервера Media Convergence Server (MCS) серии 7815-1000. Данное устройство предназначено для обслуживания узлов, которые насчитывают до 200 пользователей. На оборудовании IP PBX, функционирующем под управлением Windows 2000, работает программное обеспечение управления вызовами CallManager. Сервер MCS 7815-1000 можно приобрести за 8 тыс. долл.

Cisco представила также два модуля на платформе Integrated Communication Solution (ICS) 7750, которая реализует функции голосовой почты, PBX и автоматического обслуживания в сетях IP. Модуль ICS 7750-AV имеет восемь аналоговых портов для подключения общедоступных коммутируемых телефонных линий связи или восемь аналоговых интерфейсов для факсов и устройств, предназначенных для проведения аудиоконференций. Цена устройств составляет соответственно 12 тыс. долл. и 19 тыс. долл.

Модуль ICS 7750 недавно заменил в компании Quay устаревшую телефонную станцию Lucent для небольших офисов, которой было очень неудобно управлять. «Затраты на переход к новым технологиям, внесение необходимых дополнений и изменений оказываются гораздо ниже расходов на обслуживание старых PBX», — подчеркнул Ресслер.

Объединение сетей позволяет наполовину сократить затраты на прокладку кабелей, поскольку теперь вместо отдельных каналов для передачи голоса и данных компании достаточно проложить единую магистраль Ethernet. Пока оценить экономию в цифрах достаточно сложно, но Ресслер рассчитывает, что после развертывания оборудования Cisco ICS 7750 общая стоимость технической поддержки голосовой сети сократится на 18%.

Защищая свои позиции от стремительного прорыва Cisco в сегменте систем VoIP, ориентированных на небольших и средних клиентов, корпорация 3Com анонсировала обновленное программное обеспечение для устройства SuperStack 3 NBX. Благодаря новому ПО устройство сможет поддерживать до 1,5 тыс. IP-телефонов — в два раза больше по сравнению с предыдущей версией. Представители 3Com сообщили, что наряду с заменой программного обеспечения пользователям придется обновить и память устройства. Для нормального обслуживания 1,5 тыс. клиентов рекомендуется довести объем оперативной памяти устройства NBX до 515 Мбайт. Версия 4.1 ПО NBX, которую уже имеющиеся клиенты получат бесплатно, предусматривает возможность обращения к серверу унифицированной обработки почтовых сообщений. Таким образом клиенты получают доступ к голосовой и электронной почте через Web-браузер.

Похоже, что по мере развития технологии VoIP корпорации 3Com и Cisco все дальше отходят от той клиентской базы, которая приносила им наибольший доход в области IP-телефонии. Впрочем, некоторые аналитики считают, что эти потери сполна компенсируются развертыванием средств VoIP в небольших компаниях.

«Основную долю рынка составляет как раз небольшой и средний бизнес, — подчеркнула вице-президент исследовательской компании Meta Group Элизабет Асшер. — Значительная часть механизмов VoIP Cisco уже сейчас ориентирована на небольшие узлы. Построение компаниями-посредниками сетей на базе оборудования Cisco способствует укреплению этой тенденции».

По данным Instat/MDR, объем продаж IP-PBX и телефонов IP в прошлом году достиг одного млрд долл., а каждая система VoIP обслуживает в среднем 70 рабочих мест. Эти цифры сулят Cisco хорошие перспективы на новом для нее сегменте рынка.

В отчете аналитика компании Current Analysis Брайана Риггза, посвященном интегрированным продуктам Cisco для малого бизнеса, дается высокая оценка стремлению корпорации переориентироваться на небольшие и средние компании.

«Cisco вполне способна составить конкуренцию другим игрокам на рынке пакетной телефонии для небольших и средних предприятий, а ведь ранее он был полностью закрыт для этой корпорации, — отметил Риггз. — Но если руководство Cisco намерено пробиваться на рынок, на котором совершается большинство сделок в области IP-телефонии, ему следует учесть, что цены на оборудование MCS 7815-100 и ICS 7750 (а это примерно 600 и 800 долл. на пользователя) могут отпугнуть некоторых клиентов с ограниченным бюджетом».

Корпорация 3Com, напротив, повышает масштабируемость своих станций IP PBX, но путь к крупным клиентам, судя по всему, окажется долгим. В какой-то степени это объясняется ошибками стратегии в прошлом. «Добиться высоких результатов в области голосовой связи будет очень трудно, — заметила Асшер. — Представители крупных корпораций еще слишком хорошо помнят уход 3Com с рынка магистральных коммутаторов несколько лет тому назад. А вернуться обратно со словами ?Привет, мы снова здесь?, будет не так-то просто».

Между тем, на выставке SuperComm, проходившей в Атланте в начале июня, двумя производителями, занимающимися разными направлениями организации телефонной связи, были продемонстрированы системы IP PBX на базе развивающегося стандарта SIP. Спецификации SIP описывают алгоритмы контроля за звонками (например, начало и завершение сеанса), и сигналами, предназначенными для выполнения других функций, в частности, удержания абонента на линии, определения его идентификатора и переадресации звонков.

Компания Mitel, специализирующаяся на выпуске традиционных PBX с коммутацией каналов и фирма Pingtel, занимающаяся продажей IP-телефонов с поддержкой SIP, представили интегрированное телефонное оборудование для узлов, включающих в себя от 10 до 500 рабочих мест. Кстати, Mitel уже продает системы IP PBX, которые построены на основе технологии H.323.

Устройство Pingtel SIPxchange IP PBX базируется на протоколе SIP, поддерживаемом продуктами 3Com и частично оборудованием Cisco. Дебют компании на арене пакетной передачи голоса ознаменовался выпуском модели SIPxchange, которая обеспечивает контроль вызовов, возможность обмена голосовой почтой, голосовые ответы в интерактивном режиме и организацию управления на основе браузера. Кроме того, устройство поддерживает приложения с использованием технологий XML, Java и voiceXML.

Стек протокола SIP, реализованный в модуле SIPxchange, позволяет осуществлять обмен информацией с телефонами SIP Pingtel Expressa или с другими телефонами на базе SIP, которые выпускаются корпорациями Cisco и Siemens. Клиенты Windows XP, использующие приложение Windows Messenger, которое также базируется на SIP, имеют возможность подключаться к серверу SIPxchange. Поставки модуля SIPxchange планируется начать осенью по цене около 600 долл. за рабочее место.

Кроме того, компания Mitel продемонстрировала офисное устройство, которое выполняет функции телефонной системы на базе IP, файл-сервера, сервера приложений, сервера печати и межсетевого экрана. Модуль 3050 Integrated Communications Platform оборудован двумя портами Ethernet, один из которых подключается к коммутатору локальной сети, а другой — к устройству доступа к территориально-распределенной сети, например, к оборудованию DSL или к кабельному модему. Модель 3050 должна поступить в продажу осенью по цене 1900 долл. А телефон SIP 5055 можно приобрести уже сейчас за 350 долл.

«SIP — это лучший стандарт для построения корпоративных сетей VoIP, — подчеркнул аналитик компании Cahners Instat/MDR Брайан Стрэчман. — И хотя многие представители отрасли используют протокол H.323, он не настолько хорошо проработан в качестве стандарта, как SIP».

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями