Транссиб, отметивший свой вековой юбилей, похоже, переживает второе рождение: впервые за последнее десятилетие грузопоток по нему стал возрастать. Правда, пока ему достаются лишь крохи. В прошлом году миллионы контейнеров проплыли морем из Азии в Европу и обратно, принеся баснословную прибыль судоходным компаниям, а на долю российских железнодорожников пришлось лишь около 40 тыс. контейнеров.

Конечно, им очень хочется увеличить свою долю транзитного грузопотока, поэтому чего только они не делают ради этого! Год назад, например, специальный контейнерный поезд №1202 был запущен по кольцевому маршруту Бусловская (граница с Финляндией) — Находка (порт Восточный), который мог бы попасть в Книгу рекордов Гиннесса как самый протяженный в мире (почти 20 тыс. км). Весной прошлого года через всю страну начали ходить регулярные контейнерные поезда, оборудованные специально созданными скоростными тележками. Кроме того, удалось убедить таможенников не ставить палки в колеса зарождающемуся грузопотоку, принимая в качестве декларации дополнительный экземпляр дорожной ведомости. Теперь при пересечении границы можно экономить уйму времени, не составляя обязательные ранее счет-фактуру и список товаров с указанием их стоимости.

После всех предпринятых мер маршрутная скорость на Транссибе достигла мирового уровня — 1200 км в сутки. Теперь поезд может добраться от Находки до Финляндии за 11 суток, т. е. на 17 суток быстрее, чем «шлепающие» по морю контейнеровозы.

За последние четыре года в этом направлении отправлено уже свыше 1600 контейнерных составов. Стабильность движения контейнерных поездов, естественно, привлекает зарубежных перевозчиков. Так, во время недавней международной конференции, прошедшей во Владивостоке под эгидой Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО ООН), возможностью перегрузки контейнеров с судна на железнодорожные платформы на контейнерном терминале станции Находка заинтересовались представители железных дорог Республики Корея, Монголии, Польши, Казахстана, Китая, Белоруссии, а также руководители различных экспедиторских компаний.

Новый контейнерный терминал в находкинском порту Восточный оснащен уникальным оборудованием, которое можно встретить только в нескольких странах мира. Терминал раскинулся на территории, площадь которой составляет полмиллиона квадратных метров. Подъездные пути вмещают 100 вагонов, а погрузка осуществляется с помощью специальных механизмов — транстейнеров.

Но технические возможности порта — далеко не единственное условие успешного развития столь сложного перевозочного процесса, каковым является контейнерное сообщение между странами. На конференции во Владивостоке впервые была обрисована полная картина действующих в настоящий момент международных транспортных коридоров, которые связывают Европу и Азию.

Оказывается, конкурентов у столетнего Транссиба появилось немало: грузовые транзитные потоки идут сегодня и через Китай, и через Монголию, и через Казахстан. Однако их интенсивность гораздо ниже, чем обеспечиваемая «Великим сибирским путем», хотя страны-конкуренты и делают все возможное, чтобы скорее стать полноправными участниками дележа сухопутного контейнерного «пирога». Самые крупные капиталовложения и усилия тут оправданны. Например, сегодня Россия получает 1000 долл. с каждого перевезенного по ее территории чужого контейнера. Если учесть, что между Европой и Азией курсируют более 6 млн контейнеров в год, то становится понятным стремление перевозчиков перенаправить этот грузопоток на свои «рельсы».

Как признали участники форума, для налаживания стабильной работы международных коридоров необходима не только современная погрузочная техника, но и организация единого информационного пространства транспортной системы России и сопредельных с нею государств. Его наличие позволит не только внедрить электронный документооборот, но и ускорить таможенное оформление грузов. Действительно, ведь этим можно заниматься даже тогда, когда контейнеры находятся в пути.

Самой удобной основой для организации единого информационного пространства может стать первая в России сеть связи, полностью построенная на оптоволокне, которую «компания «ТрансТелеКом» проложила вдоль железных дорог страны. Она проходит через 974 крупных и небольших населенных пунктов, где проживают свыше 85% россиян, и где расположены практически все промышленные предприятия. Мало того, новая сеть связи уже связывает между собой порты и железнодорожные станции, что позволяет рассматривать ее как физическую основу для создания в России логистических центров и мультимодальных терминалов. К этой сети уже подключены крупные корпорации грузоотправителей, такие как «Объединенная металлургическая компания» и холдинг «Русский алюминий».

Предлагаемая сегодня «ТрансТелеКомом» новая услуга связи, которая получила название «Виртуальная частная сеть», позволит многим компаниям, имеющим многочисленные офисы на территории государства, организовывать собственные корпоративные сети с высокими пропускной способностью и надежностью соединений. До недавних пор развитие подобных сервисов в России сдерживалось из-за отсутствия широкополосных каналов дальней связи. По мнению президента «компании «ТрансТелеКом» Сергея Липатова, создание виртуальных частных сетей может оказаться привлекательным для аэропортов, автохозяйств, морских и речных грузовых терминалов, а также для многочисленных фирм, чьи головные офисы расположены в Москве или Санкт-Петербурге, а филиалы — в Сибири или на Дальнем Востоке.

Особенно важен уже начавшийся процесс стыковки цифровой сети «ТрансТелеКома» с аналогичными сетями связи в сопредельных государствах. Совсем недавно такие стыки были осуществлены с китайской сетью связи China Railcom, причем сразу на двух пограничных переходах (Гродеково — Суйфыньхе и Забайкальск — Маньчжурия). Незадолго до этого «ТрансТелеКом» подключился к Финляндии (переходы Бусловская — Вайниккала и Светогорск — Иматранкоск), Латвии (переход Пыталово — Корсава) и Монголии (переход Наушки — Сухэ-Батор). Сформированные волоконно-оптические соединения призваны решить многие проблемы, связанные с созданием единого информационного пространства транспортных систем граничащих друг с другом стран.

Несомненно, активное использование волоконно-оптической сети связи оживит Транссиб, даст ему второе дыхание. Однако нужно отчетливо представлять себе, что Транссиб позволяет не только перебрасывать транзитные грузы. Так, в ближайшее время в западной части Байкало-Амурской магистрали намечается освоение Удоканского медного месторождения мощностью 1 млн тонн руды в год, а также Эльгинского угольного и Чинейского железнорудного месторождений. Для государств Юго-Восточной Азии это настоящий «Клондайк», поскольку развивающаяся здесь экономика просто задыхается от недостатка запасов сырья. Транссиб мог бы вполне реально ее подпитывать.

Несмотря на явные плюсы новой цифровой магистрали, «ТрансТелеКому» придется еще немало потрудиться, чтобы стать полноценным системным интегратором с точки зрения своих потенциальных заказчиков. Ему понадобится перенаправить существующий информационный поток, который связывает Европу и Азию, в новую волоконно-оптическую сеть, повысив тем самым значимость России на мировом телекоммуникационном рынке. Для этого, видимо, потребуется приблизиться к тем клиентам, чьи офисы находятся в Европе и Азии. Речь идет об открытии точек доступа в Лондоне, Стокгольме, Франкфурте, Гонконге, Токио, Сингапуре, где расположены международные телекоммуникационные центры. В данном случае не обязательно протягивать собственные оптоволоконные линии, можно воспользоваться существующей кабельной инфраструктурой партнерских фирм.

Представители «ТрансТелеКома» уже идут по этому пути. Недавно они начали сотрудничать с гонконгским оператором PCCW, благодаря чему получили доступ к телекоммуникационному центру в Гонконге. А этот оператор, в свою очередь, направляет трафик из Китая и Гонконга на Запад через новую сеть связи. Аналогичная работа проводится и с европейскими операторами. В целом она должна привести к значительному ускорению темпов создания единого информационного пространства транспортной системы России и сопредельных государств.

Игорь Дубровин (i.dubrovin@transtk.ru) — старший менеджер «Компании ТрансТелеКом»

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями