К закрытию сезона «игроки» рынка беспроводных сетей преподнесли пользователям и аналитикам настоящий сюрприз. Компания Proxim купила у Agere Systems бизнес, связанный с семейством ORiNOCO. Кое-кто уже назвал эту сделку событием, не имеющим аналогов в истории развития рынка БСПД. Согласиться с такой оценкой можно, разве что будучи не вполне в трезвом уме, однако если учесть подоплеку происходящего, картина получится прелюбопытнейшая.

Напомню, что имя Agere Systems появилось на сетевом горизонте в декабре 2001 года в связи с выделением микроэлектронного бизнеса корпорации Lucent в отдельную фирму. Хотя полную самостоятельность Agere обрела только в мае текущего года, все это время она исправно выпускала компоненты для сетевого оборудования, поставляя их OEM-производителям, в том числе Lucent и Avaya. В отношении беспроводных сетей работа с одним и тем же поставщиком элементной базы привела к тому, что названные компании продвигали на рынок, по сути, одинаковые устройства, только под разными именами — ORiNOCO и Avaya Wireless. Ситуация для ITT-рынка не такая уж необычная, тем более что Lucent и Avaya предлагали свою продукцию разным категориям потребителей — операторам и корпоративным заказчикам соответственно. Однако в относительно узком сегменте БСПД это создавало определенные проблемы, поскольку интересы двух производителей иногда все же пересекались.

Весной прошлого года просочились первые сведения о том, что Lucent планирует отказаться от бизнеса, связанного с БСПД. Через несколько месяцев эта информация была официально подтверждена. Казалось бы, теперь руководители беспроводного подразделения Avaya могли спать спокойно, но в конце прошлого года знамя ORiNOCO подхватила... фирма Agere, которая приступила к продажам беспроводных устройств под маркой ORiNOCO.

Насколько известно автору, российский рынок эта деятельность практически не затронула, а вот в мировом масштабе Avaya и ее партнеры дискомфорт почувствовали довольно скоро. Надо ли объяснять, что изготовитель элементной базы, вступая в конкуренцию со своими OEM-партнерами, без труда обеспечит себе ценовое преимущество. Размер бедствия станет понятным, если учесть, что в I квартале текущего года, согласно данным Cahners InStat, на долю ORiNOCO приходилось 28% рынка беспроводного оборудования. Переход указанного семейства к фирме Proxim обещает вернуть ход событий в нормальное русло, хотя характер сделки порождает немало вопросов.

Во-первых, с учетом рыночного успеха оборудования ORiNOCO стоимость покупки (65 млн долл.) представляется просто смехотворной. Судите сами: гендиректор фирмы-покупателя Дэвид Кинг недвусмысленно заявил о намерении заменить в ассортименте устройств стандарта 802.11b собственные изделия Proxim на соответствующие модели ORiNOCO, отметив, что последние несколько лучше. После такого признания, сделанного вторым лицом компании, нетрудно сообразить, какова разница на самом деле. Стоит вспомнить также, что в январе Proxim согласилась выложить за куда менее известную фирму Western Multiplex 550 млн долл. Правда, сейчас Proxim платит не акциями, а живыми деньгами. Остается заключить, что внутреннее финансовое положение Agere настолько плачевно, что за наличные она готова на все.

Во-вторых, помимо собственно продуктов, Proxim получает право на использование технологий, защищенных в общей сложности более чем 600 патентами, многие из которых были выданы еще подразделению Bell Labs. Тем самым положен конец длившемуся около года судебному разбирательству по делу о незаконном применении компанией Proxim технологий, запатентованных Agere Systems. Но, опять же, соглашение, касающееся лицензий, пока подписано только на три года.

Несколько странно и то, что Agere оставила за собой производство и поставки радиоадаптеров, на которых сегодня базируются все устройства ORiNOCO и Avaya Wireless. Правда, продаваться они будут под другой маркой.

И последнее. Через неделю после публикации пресс-релиза о начавшейся купле-продаже Agere анонсировала выпуск маршрутизатора для уличных сетей OR-500, созданного на базе точки доступа AP-500, и кардинально обновленной версии программного обеспечения OR 4. Оба продукта относятся к серии ORiNOCO.

Текст соглашения между компаниями, естественно, не выставляется на всеобщее обозрение. Тем не менее в Internet уже появились комментарии, в соответствии с которыми изделия, анонсированные Agere после объявления о совершении сделки, к фирме Proxim не перейдут. Правда это или нет, мы узнаем через пару месяцев. Если правда, то символическая цена сделки между Agere и Proxim приобретает совершенно неожиданную окраску. Как говорится, бойтесь данайцев, дары приносящих.