ПО МНЕНИЮ Барбары Калиновской, рост рынков в СНГ связан с дерегулированием и либерализацией отрасли

Компания Protek провела семинар под многообещающим названием «Технологии успеха на рынке телекоммуникаций — сегодня и завтра». Первый блок докладов был посвящен обзору ИТ-рынка и его ключевым тенденциям, второй — решениям компании-организатора, нацеленным на поддержку бизнес-операций предприятий связной отрасли. Логика такого построения вполне понятна: выработке рекомендаций должен предшествовать тщательный анализ современного состояния рынка и прогноз наиболее значимых его перемен.

Взгляд извне

Генеральный директор фирмы Protek в СНГ и Восточной Европе Барбара Калиновска сообщила, что, по результатам 2001 года, свыше 80% компаний, действующих в области высоких технологий, понесли значительные убытки. В первую очередь страдают производители телекоммуникационного оборудования. Так, финансовые потери корпораций Motorola и Ericsson составили соответственно 3,94 и 1,98 млрд долл. В целом по отрасли объемы продаж вендоров сократились на 31%. Операторы связи находятся не в лучшем положении. Например, фирма France Telecom потеряла в прошедшем году 65 млрд евро. Итого суммарные убытки акционеров ИТ-компаний составили 600 млрд долл. Цены на услуги передачи трансатлантического трафика упали на 70%, а на аренду магистральных линий — на 80%. Загруженность имеющейся в мире канальной емкости составляет менее 1%.

На фоне глобальной рецессии рынки стран Восточной Европы и СНГ демонстрируют устойчивый рост. По мнению Калиновской, в первую очередь это связано с дерегулированием и либерализацией отрасли. Появление новых рыночных игроков обусловило обострение конкуренции и повышение уровня ожиданий заказчиков. Новым компаниям приходится соревноваться по скорости выхода на рынок, расценкам и разнообразию услуг. Возрастает зависимость бизнеса от внешнего финансирования, а жесткие условия возврата инвестиций заставляют повышать эффективность используемых бизнес-моделей. Данных целей, считает Калиновска, можно достигнуть лишь двумя путями — увеличением доходов за счет повышения лояльности заказчиков и диверсификацией услуг, а также снижением затрат и минимизацией инвестиционных рисков.

Анализ положения на мировом и восточноевропейском рынках позволяет выстроить достаточно достоверный прогноз развития ситуации в России. Как сообщила Калиновска, ожидается, что на отечественном рынке фиксированной связи смогут выжить лишь крупные действующие компании, в то время как многие новички потерпят фиаско. Финансовое благополучие операторов междугородной и международной связи будет зависеть преимущественно от наличия масштабных инвестиций. Победителями на рынке фиксированной связи станут провайдеры услуг с горизонтальной структурой, операторы, предоставляющие только сетевые услуги по оптовым ценам, и компании, которые концентрируются на корпоративном сегменте рынка. При этом xDSL еще долго будет оставаться ведущей технологией широкополосного доступа.

Глава московского офиса Protek предположила со ссылкой на данные ITU, что к концу 2004 года беспроводная связь превзойдет по объему и стоимости услуг наземные сети (как уже произошло во многих европейских странах). Насыщение рынка приведет к увеличению «текучести» абонентов и снижению нормы прибыли. Операторы будут вынуждены повысить контроль над абонентской базой и сместить акценты от голосовой связи к услугам с добавленной стоимостью. Другие тенденции — задержка «прихода» 3G и доминирование GSM-стандарта. Рынок GPRS начнет формироваться только в 2003 году, а заметных поступлений от него можно ожидать не ранее чем через два года. «Даже в Западной Европе доля абонентов GPRS достигнет к 2005 году всего лишь 25%» — подчеркнула Калиновска.

Взгляд изнутри

По мнению эксперта рынка Эльдара Разроева (бывшего коммерческого директора «Вымпелкома-Р»), в нашей стране главная тенденция заключается в формировании новой инфокоммуникационной индустрии, базирующейся на трех китах — мультисервисности, интерактивности и пакетировании трафика. По его мнению, к 2004 году фиксированные и мобильные абоненты сетей голосовой связи, а также подписчики Internet будут пользоваться приблизительно одинаковыми наборами услуг и называться абонентами инфокоммуникационных сетей.

Вторая тенденция является следствием первой: ожидается кардинальное изменение сложившихся экономических зависимостей. Уже к концу текущего года доходы от транспортировки трафика данных могут сравняться с доходами от передачи голоса, а в 2003-2007 годах в структуре доходов отрасли будет наблюдаться драматическое снижение поступлений от голосового трафика. В то же время докладчик назвал мобильные технологии передачи данных «пирамидой, из которой следует своевременно выйти». По мнению эксперта, не исключено, что в 2005 году рынок преподнесет неприятные сюрпризы, грозящие чередой банкротств. Начальные инвестиции в построение конвергентных сетей могут не оправдаться из-за низкой покупательской способности населения и постоянного удешевления услуг передачи данных.

Одновременно будет происходить перераспределение выручки между старыми и новыми рыночными игроками. В модели Разроева контент играет роль базового элемента развития бизнеса связи. Предполагается, что правообладатель информационного содержимого будет получать до 15% дохода, брокер услуг — 7%, владельцы порталов — 18%, а поставщики приложений — 20%. Владелец сети и поставщик услуг поделят оставшиеся 40% в соотношении 1:3.

Рост телекоммуникационного рынка России по-прежнему будет коррелироваться с объемом внутреннего ВВП. Но географическая неравномерность роста производства существенно снизит эффективность инвестиционных проектов. При этом с 1996 года структура доходов отрасли связи не претерпела существенных изменений: как и прежде, около 65% всех сборов поступает из корпоративного сектора рынка.

Низкий уровень доходов населения страны — вот негативный фактор, замедляющий процессы интенсификации отрасли. «Если в Чехии тарифы на местную связь составляют около 33 долл./мес., то в нашей стране — приблизительно 2 долл.», — подчеркнул Эльдар Разроев. Кроме того, нужно отметить отсталость инфраструктуры сетей электросвязи традиционных операторов. На 1 января 2002 года смонтированная емкость всех российских АТС составляла 29,4 млн номеров. В стране до сих пор не телефонизированы 54 тыс. населенных пунктов. При этом уровень цифровизации отечественных сетей телефонной связи крайне низок: 52% действующих коммутаторов являются координатными, 31% — электронными, 12% — декадно-пошаговыми и лишь 5% — квазиэлектронными. Традиционные операторы проводной связи испытывают по меньшей мере двукратный недостаток в инвестициях. Для достижения восточноевропейского уровня проникновения телефонной связи операторам потребуется порядка 15 млрд долл. инвестиций.

Для того чтобы отрасль стала по-настоящему привлекательной для серьезных инвесторов, в ней должны возобладать процессы укрупнения и слияния телекоммуникационных компаний. Мелким фирмам придется либо объединиться с мощными игроками, либо покинуть рынок. Не исключено появление новых операторов федерального уровня. В качестве основных претендентов на эту роль Разроев назвал «АккордТел» и «Tele2».

Рецепты от Protek

Обзор состояния отечественного рынка показывает, что повышение производительности и оптимизация затрат хотя и не решают всех проблем операторских компаний, но входят в число наиболее эффективных направлений деятельности. Второй блок семинара был посвящен системам поддержки бизнеса и операций в телекоммуникационной отрасли. Компания Protek представила несколько универсальных интегрированных продуктов, позволяющих одновременно осуществлять учет сетевых ресурсов, биллинг и управление пользовательским интерфейсом операций.

Платформой для разработанных в компании решений является система биллинга и обслуживания клиентов. Это комплексное управленческое решение, построенное на базе открытой трехуровневой архитектуры, имеет набор документированных программных интерфейсов, что обеспечивает его гибкость, масштабируемость и надежность. Функциональность системы включает в себя ввод и обновление информации о пользователе, поддержку многоуровневой иерархии лицевых счетов, а также обработку обращений и жалоб заказчиков. Реализованы возможности самообслуживания клиентов, учета транзакций прямых и дилерских продаж предоставляемых услуг.

Кроме того, в состав системы входят модули, отвечающие за управление тарифами, сбор и тарификацию записей о звонках и событиях, получаемых с сетевых элементов, модуль генерации и доставки счетов, наконец, модуль сбора и обработки информации с сетевых устройств, через который осуществляется взаимодействие систем поддержки бизнеса с активным оборудованием. Разумеется, есть и набор средств управления складом, и полномасштабный инструментарий, обеспечивающий общее финансовое управление.

Базовое решение Protek интегрируется с двумя прикладными системами, предназначенными для оптимального использования ресурсов сети и обеспечения бесперебойного предоставления услуг.

Первая — система управления сетями Protek Network Management, функциональность которой позволяет оперативно управлять емкостью сети и производить ее реконфигурирование. Продукт содержит инструменты просмотра и изменения атрибутов объектов управления, модули управления топологией. Обеспечиваются ручная и автоматическая трассировка, автообнаружение физических и логических объектов, а также контроль за характеристиками трафика, мониторинг услуг, планирование сетей и управление сбоями.

Вторая — система учета сетевых ресурсов Protek Network Inventory. Она осуществляет оперативный учет ресурсов, используя связь между реальными компонентами сети и базой данных объектов. Получение точной информации о состоянии сети в режиме реального времени позволяет использовать все имеющиеся ресурсы для конфигурирования и предоставления услуг. Модуль корреляции сообщений о сбоях обеспечивает их соотнесение с услугами, повлиявшими на возникновение этих сбоев. Управление производительностью сети производится с помощью выявления потерянного (неиспользуемого) оборудования и определения свободных логических ресурсов сети.

Отраслевые резервы

Переход на новое поколение систем автоматизации операций, диверсификация сервисов и оптимизация бизнес-процессов — все это важнейшие слагаемые успеха на рынке телекоммуникаций. Однако данные направления работы связаны в первую очередь с сокращением операционных расходов за счет централизации управления и повышения его эффективности. Главные резервы роста доходов по-прежнему остаются незадействованными. Как заявила Барбара Калиновска, более 50% населения планеты не имеют телефонной связи, а в России 6 млн человек стоят в очереди на установку телефона. «Включить потенциальные источники трафика в рыночный оборот — вот главная задача отрасли», — заключила она.