НАИЛЬ ИСМАИЛОВ: «Главной сегодняшней задачей является подготовка отрасли к вступлению в ВТО».

Как хорошо известно, вопрос о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО) в принципе решен положительно. Нет сомнений в том, что этот шаг обеспечит эффективную интеграцию страны в мировую экономику, снятие торговых ограничений и запретительных тарифов. Кроме того, вступление в ВТО будет способствовать внедрению в России всего комплекса правовых отношений цивилизованного мира.

Эту позицию недавно подтвердил на своей ежегодной пресс-конференции Президент РФ Владимир Путин. По его словам, Россия — единственная из стран, обладающих мощной экономикой, которая не является полноправным членом ВТО. На сегодняшний день во Всемирную торговую организацию входят более 140 государств, а Россия имеет в ней лишь статус наблюдателя.

Переговоры о присоединении к ВТО касаются всех сегментов экономики, включая отрасль связи. Сама процедура вступления достаточно сложна и, как показывает опыт других стран, может растянуться на годы. Одним из обязательных условий является приведение национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с международными положениями. России потребуется изменить около 100 федеральных законов и более 400 ведомственных актов.

«Увязывание» нашей законодательной практики с мировой приведет к значительному повышению инвестиционной привлекательности отечественных рынков, включая телекоммуникационный. Другими позитивными следствиями «открытия» внутренних рынков станут расширение номенклатуры услуг, повышение их качества и снижение цен в результате роста конкуренции.

Однако наряду с положительными не исключены и отрицательные факторы, связанные с присоединением России к ВТО. Применительно к рынку телекоммуникаций это означает следующее: невозможно полностью исключить того, что после открытия отечественного телекоммуникационного рынка перед иностранными конкурентами его нынешние участники понесут потери. Увы, состояние нашей промышленности, особенно производства высокотехнологичного оборудования, делает такую перспективу более чем вероятной. По статистике, сегодня свыше 80% устройств, используемых в сетях связи нашей страны, разработаны и изготовлены за границей. Российской аппаратуры, отвечающей современным стандартам, практически не существует. Слабо развито сервисное обслуживание, отсутствует гарантия поддержки в течение всего срока службы оборудования.

Наметить пути решения перечисленных проблем была призвана Всероссийская конференция «Развитие отечественного рынка средств связи в период присоединения России к ВТО», которая состоялась 18-21 июня в Ростове-на-Дону. Одновременно с ней на ростовской земле было организовано и другое крупное мероприятие — выставка «СвязьИнформ 2002», проходившая под девизом «Возродим отечественное производство — возродим Россию!». В ней приняли участие свыше 70 компаний из разных регионов России, в том числе из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова, Перми, Рязани, Уфы, Ижевска, Воронежа и целого ряда других городов, где традиционно производится телекоммуникационная аппаратура.

Выбор места для проведения обоих мероприятий неслучаен. По словам Валерия Ухова, генерального директора «Ростовэлектросвязи», в 2001 году самые высокие темпы экономического развития были отмечены именно в Ростовской области. На ее территории расположено множество предприятий, выпускающих оборудование связи. Хорошо развит рынок телекоммуникационных услуг, поэтому вопросы, поднимавшиеся в ходе работы конференции и выставки, весьма близки местным связистам.

По словам президента Союза производителей и потребителей оборудования средств связи (СППОСС) Наиля Исмаилова, главной сегодняшней задачей является подготовка отрасли к вступлению в ВТО. Необходима выработка целевой программы, которая будет способствовать отстаиванию интересов отечественных производителей средств связи и обеспечит добросовестную конкуренцию. Конференция и была призвана активизировать выработку предложений для данной программы, способных обеспечить комфортный переходный период. Это вполне допускается правилами ВТО, согласно которым страны могут применять различные ограничительные меры для поддержки своей экономики.

В преддверии вступления в ВТО было проведено анкетирование ряда отечественных предприятий. К сожалению, оно показало низкую готовность компаний к открытию рынка и непонимание ими преимуществ данного шага. Большинство респондентов считают, что Россия должна открыть свой телекоммуникационный рынок не ранее чем к 2006-2010 году.

По информации Наиля Исмаилова, в результате проведенных исследований Гарвардский институт пришел к заключению, что Россия имеет хорошие конкурентные возможности в ряде секторов экономики, включая производство средств связи. Однако сейчас мощности этой отрасли загружены не более чем на 30%.

Помочь успешному преодолению переходного периода при интеграции телекоммуникационной отрасли в мировое сообщество призваны две концепции, одобренные Правительством РФ. Один из этих документов посвящен перспективам рынка телекоммуникационных услуг в России, в другом описываются пути развития рынка телекоммуникационного оборудования РФ вплоть до 2010 года.

Именно последний документ оказался в центре внимания участников конференции. В нем указываются такие цели: удовлетворить потребности операторов в оборудовании преимущественно отечественного производства, обеспечить независимость заказчиков от поставщиков решений, решить проблему информационной безопасности, создать новые рабочие места в высокотехнологичных секторах. Для этого предполагается создать оптимальный механизм государственного регулирования, который позволит организовать защиту отечественного рынка средств связи при вступлении в ВТО. Кроме того, поставлены задачи стимулирования в России выпуска новых типов оборудования и создания комфортных условий для притока инвестиций.

Согласно концепции, достижение указанных целей должно проходить в три этапа. На первом (2002-2004 годы) предполагается повысить конкурентоспособность отечественной продукции в тех сегментах рынка, где она представлена традиционно (это телефонные станции, кросс-панели, кабели). К настоящему моменту российские производители смогли потеснить в данных областях своих зарубежных конкурентов. По информации президента ОАО «Телеком» Виталия Хохлова, если в 2000 году доля отечественной продукции (в стоимостном выражении) составляла менее 15%, то в 2001 году она поднялась до 30%. Мало того, по некоторым позициям результаты оказались гораздо более значительными: так, из 2,4 млн телефонных номеров, введенных в строй в прошлом году, 1,9 млн реализовано на базе отечественных станций.

На втором этапе, который запланирован на 2005—2006 годы, намечено освоить производство оборудования, использующего современные перспективные технологии (например, конвергенцию голоса и данных). За это же время должны быть достигнуты лидирующие конкурентные позиции в отдельных секторах телекоммуникационного рынка.

Наконец, на третьем этапе (2007—2010 годы) российским производителям необходимо занять устойчивые рыночные ниши (в мировом масштабе) в производстве телекоммуникационного оборудования.

Цели сформулированы действительно амбициозные, а сроки их реализации — минимальны. Но такой «спрессованный» график развития обусловлен вполне объективными факторами. Российский телекоммуникационный рынок растет стремительно, многократно превосходя по этому фактору зарубежный. Если опоздать с принятием конкретных мер, то потом говорить о них будет попросту бессмысленно.

Согласно «Концепции развития рынка телекоммуникационных услуг в России», в течение ближайших десяти лет ожидается многократное увеличение числа пользователей основных видов связи (см. таблицу). Уже сегодня некоторые прогнозировавшиеся на 2005 год показатели либо перекрыты (число пользователей Internet), либо практически достигнуты (число абонентов мобильной связи).

Ожидается, что до 2010 года общий объем инвестиций в российские телекоммуникации приблизится к уровню 47 млрд долл. Наибольшая доля вложений придется на закупки оборудования для ведомственных и корпоративных сетей (не менее 16,5 млрд долл.). На втором месте — инвестиции в мобильную связь (около 8,5 млрд долл.). На развитие местной телефонной связи потребуется около 8 млрд долл., а сетей и инфраструктуры Internet-услуг — еще 6,6 млрд долл.

Несмотря на довольно существенную долю импортного оборудования в телекоммуникационных проектах, у российских производителей есть предпосылки для успешной работы. Главными их заказчиками могут стать предприятия, входящие в холдинг ОАО «Связьинвест», который планирует за 10 лет освоить свыше 15 млрд долл. на модернизацию и развитие фиксированной связи. По словам заместителя генерального директора «Связьинвеста» Владимира Белова, отечественное производство должно стать более дешевым и эффективным.

Первоочередное значение приобретает всесторонняя поддержка отечественных производителей. Согласно выработанным концепциям, на первом и втором этапах предполагается реализовать ряд принципов, позволяющих решить эту задачу. Во-первых, необходимо, чтобы продукция, имеющая принципиальное значение для обеспечения безопасности и обороноспособности страны, создавалась и поставлялась отечественными компаниями. Во-вторых, широко востребованное на рынке оборудование, которое по силам выпускать отечественной промышленности, должно пользоваться поддержкой государства при его продвижении внутри страны и за ее пределами. В-третьих, ту высокотехнологичную продукцию, наладить самостоятельный выпуск которой российские фирмы пока не способны, нужно создавать совместно с ведущими мировыми производителями. Существенную помощь отечественным фирмам окажет проведение максимально открытых конкурсов на поставку оборудования для государственных организаций и операторов связи.

Успешная реализация указанных концепций невозможна без четко сформированной политики. В частности, было решено сосредоточиться на нескольких приоритетных направлениях научно-исследовательских разработок. Это проектирование и создание оборудования для «последней мили», базовых станций и контроллеров систем сотовой связи третьего поколения, систем спутниковой связи, устройств для организации цифрового интерактивного телевидения, а также цифровых широкополосных систем коммутации.

Преградой на пути успешного развития отечественной промышленности продолжают оставаться высокие таможенные пошлины на комплектующие изделия. Сейчас их удалось снизить до 10% стоимости, но Союз производителей считает своей задачей полную отмену пошлин на ту продукцию, аналоги которой не производятся в России, и сокращение их до 5% на номенклатуру, имеющую отечественные аналоги. Дисбаланс таможенных пошлин приводит к тому, что ввоз готового телекоммуникационного оборудования в Россию гораздо выгоднее поставок комплектующих. Должны быть реализованы меры по оптимизации системы налогообложения наукоемкой продукции и разработаны финансовые механизмы стимулирования отечественных производителей.

По мнению Виталия Хохлова, если не произойдет укрупнение предприятий, выпускающих конечную продукцию, и если изготовители не станут объединяться в крупные холдинги, то российское производство связного оборудования исчезнет как таковое. В нашей стране свыше 300 фирм выпускают и предлагают конечным потребителям связную аппаратуру, хотя вполне достаточно было бы трех-четырех, способных составить серьезную конкуренцию зарубежным компаниям. Главными преимуществами крупных холдингов, включающих в себя всю цепочку производителей, станут возможности организации полномасштабных сервисных служб и гарантированной поддержки оборудования в течение всего срока его эксплуатации.

Важность укрупнения производства средств связи подчеркнул Наиль Исмаилов. По его словам, в России выпускаются 28 типов городских и 15 типов сельских АТС. На рынке предлагаются 24 системы беспроводного доступа отечественной разработки. По своим техническим характеристикам это оборудование не уступает зарубежному, однако операторы связи зачастую отдают предпочтение последнему. С одной стороны, слишком активная конкуренция между отечественными производителями мешает им консолидироваться для организации противостояния импортным поставкам. С другой — заказчики не испытывают особого доверия к небольшим компаниям, которые однажды могут просто исчезнуть, оставив операторов и корпоративных клиентов один на один с проблемами установленного оборудования.

Кстати, экспозиция выставки «СвязьИнформ 2002» косвенно подтвердила чрезмерный уровень «внутренней» конкуренции отечественных производителей. По словам Наиля Исмаилова, организаторы мероприятия скрупулезно отбирали по два-три представителя компаний, выпускающих тот или иной тип оборудования. Главной задачей выставки было показать те направления, в которых российская промышленность выдерживает конкуренцию с зарубежной, а потому — должна развиваться дальше. Тем не менее автору статьи удалось насчитать, например, более десятка поставщиков только телефонных станций из 18 участников выставки, которые позиционировали себя как производители оборудования связи.

Реализация концепций развития высокотехнологичной промышленности позволит к 2010 году довести долю отечественного оборудования на российском телекоммуникационном рынке до 60-65% и создать порядка 100 тыс. высокооплачиваемых рабочих мест.