Компании МТС и «Би Лайн GSM» объявили на совместной пресс-конференции об открытии двустороннего SMS-шлюза для 4,5 млн абонентов московских сетей. В ходе этой акции, на которой стороны впервые были представлены на уровне первых вице-президентов, прозвучали заявления «о начале партнерства на рынке», а в подтверждение тому состоялся обмен межсетевыми SMS-посланиями. Кому-то данное событие покажется перемирием в конкурентной войне двух операторов. Другие сочтут его эпохальным поворотом российского сотового рынка к цивилизованному бизнесу, в рамках которого основное внимание поставщиков услуг будет уделяться качественному обслуживанию потребителей. Обе точки зрения имеют право на существование, но истина, как известно, всегда находится где-то посредине.

Пожалуй, истинную причину следует искать в условном денежном выражении. На вопрос, почему обмен SMS организован только теперь, первый вице-президент МТС Михаил Сусов ответил: «До настоящего времени мы не считали снятие существующих барьеров экономически целесообразным».

Насыщение рынка, о котором так часто упоминалось в прошедшем году, выразилось не столько в снижении темпов роста абонентской базы, сколько в сокращении средней доходности от продажи услуг в пересчете на одного абонента. По итогам 2001 года падение ARPU наблюдалось как в МТС, так и в «ВымпелКоме». Наиболее эффективный путь сохранения доходности бизнеса — интенсификация развертывания дополнительных сервисов и услуг, не связанных с передачей голоса. В этом смысле российские сотовые операторы «колеса не изобретают». По словам первого вице-президента «ВымпелКома» Николая Прянишникова, общемировой доход операторов мобильной связи от предоставления услуг SMS оценивается в 400 млрд долл. Это примерно 5% общего операционного дохода глобального рынка мобильной связи.

За последние полгода в сети «Би Лайн GSM» трафик коротких текстовых сообщений, а соответственно, и доходы от него выросли на 100%. Среднестатистический подписчик сети ежедневно отправляет 9-10 сообщений, сообщил Прянишников. Оперируя данными о стоимости отправки одного сообщения и величине абонентской базы, нетрудно подсчитать: ежемесячный доход компании от предоставления сервиса SMS составляет не менее 1,5 млн долл. И хотя усредненное количество отправляемых по сети «Би Лайн» сообщений является значительно меньшим, чем характерное для большинства европейских стран, в данном направлении фирма «ВымпелКом» сильно опережает МТС.

Имея существенное превосходство по общему объему абонентской базы, МТС ежемесячно получает от услуг SMS 1 млн долл. в московской лицензионной зоне и 250 тыс. долл. — в регионах. В пересчете на одного абонента число сообщений в день составляет по Москве — 8, в регионах — 7 и лишь в Санкт-Петербурге — до 12, отметил Михаил Сусов.

В организации единого SMS-пространства оказались заинтересованными все российские операторы. Свободный обмен текстовыми посланиями для абонентов АО «ВымпелКом» и «МегаФона» действует еще с февраля 2002 года. Михаил Сусов заявил, что сейчас МТС ведет соответствующие переговоры с компаниями «Сонет» и «МегаФон». И хотя сейчас SMS-шлюз между МТС и «Би Лайном» действует лишь в пределах московской лицензионной зоны, проект межоператорского сотрудничества, подчеркнул Сусов, носит всероссийский характер. Для его реализации партнерам необходимо преодолеть ряд организационных и технических трудностей. В частности, по словам Прянишникова, предстоит решить вопрос единой прописки телефонных номеров региональных абонентов.

Теперь обе компании ожидают существенного роста доходов, связанного с увеличением объема SMS-услуг. И надо сказать, рынок отреагировал на инициативу операторов немедленно. Несмотря на отсутствие в прессе официальных уведомлений, уже в первый день после снятия пресловутого барьера SMS-трафик между операторами достиг нескольких десятков тысяч сообщений.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями