В конце мая крупнейшие российские операторы сотовой связи МТС и «ВымпелКом» подвели финансовые итоги своей деятельности в I квартале 2002 года. К процедуре обнародования финансовых показателей лидеров рынка, по-видимому, все уже настолько привыкли, что она не вызывает прежнего ажиотажа. Кроме того, результаты все чаще оправдывают ожидания аналитиков и не грешат какими-либо неожиданностями.

В двух словах квартальные итоги таковы: у МТС выручка и прибыль продолжают планомерно расти, а «ВымпелКом» закрепляет свой положительный баланс, на который он вышел около года назад. Возможно, именно тот факт, что оба ведущих федеральных оператора стали прибыльными, и лишил остроты финансовый «сюжет» их конкуренции. Ведь раньше, когда «ВымпелКом» терпел убытки, возникал резонный вопрос: откуда брать деньги на развитие федеральной сети «Би Лайн GSM»? Вернее, этот вопрос более всего интересовал инвесторов, поскольку показатели прибыли/убытков служат главным мерилом стабильности компании.

Теперь «ВымпелКом» предъявляет консолидированный баланс, из которого явственно следует, что дела этого оператора уверенно идут на поправку, невзирая на осуществляемые им затратные программы регионального развития. Более того, если по уровню доходов и чистой прибыли он все еще заметно отстает от МТС, то в плане роста абонентской базы в Московском регионе «ВымпелКом» сумел перехватить инициативу. На конец I квартала сети «Би Лайн» обслуживали в Москве и области 2377 тыс. абонентов, а у МТС их было лишь 2085 тыс. И хотя руководство МТС заявляет, что рост численности московских подписчиков перестал быть приоритетной задачей, связанные с ней упущенные возможности оказались причиной смены едва ли не всего состава коммерческой дирекции компании.

В I квартале нынешнего года «Мобильные ТелеСистемы» предприняли активные шаги для выравнивания ситуации на столичном рынке. Однако, по оценкам независимых аналитиков, за этот период «ВымпелКому» вновь удалось привлечь порядка 60% общего числа новых абонентов по Москве, тогда как МТС — всего 9%.

Тем не менее в колоде МТС появилась свежая козырная карта — стремительно растущая численность ее региональных абонентов. За год (с 31 марта 2001 года по 31 марта 2002 года) она увеличилась на 1112%. Беспрецедентные темпы роста (на конец квартала региональные сети МТС обслуживали 1,44 млн пользователей) во многом были обусловлены приобретением контрольного пакета акций преуспевающего оператора «Кубань GSM» (около 500 тыс. абонентов) и выходом на рынок Санкт-Петербурга (еще 300 тыс. подключений). Разумеется, эти достижения вылились столичному оператору в кругленькую сумму, однако теперь он вправе утверждать, что ему нет равных в освоении российских регионов.

В свою очередь «ВымпелКом» довольствовался скромным результатом, составившим 285 тыс. региональных подписчиков, и по суммарной численности абонентской базы существенно отстал от лидера федерального рынка. Зато ему не пришлось сразу выкладывать сотни миллионов долларов на приобретение готовой базы в не столь богатой, как Москва и Питер, российской провинции. Он потратил гораздо более скромные средства на запуск десятка собственных региональных сетей, которые начали свою деятельность фактически с нуля. Потому-то 285 тыс. новых подключений нельзя считать таким уж плохим результатом.

Если говорить о «качестве» абонентов того и другого оператора, то здесь можно найти некий общий знаменатель, который отражается в ощутимом падении средней выручки от продажи услуг в пересчете на одного пользователя (ARPU).

Так, в I квартале 2002 года ARPU «Мобильных ТелеСистем» снизилась до 27 долл. (по сравнению с 40 долл. за аналогичный период 2001 года). У его главного оппонента за тот же период падение средней выручки произошло с 27 до 19,5 долл. Комментируя эту тенденцию, глава МТС Михаил Смирнов сослался на снижение тарифов во второй половине прошлого года, а также на участие в подсчете среднего показателя 1,44 млн региональных абонентов, более экономно пользующихся мобильной связью.

Поскольку «ВымпелКом» не так активно подключал абонентов в городах и весях, в этом случае следует искать другую причину. Имея 667 тыс. контрактных абонентов в московской зоне обслуживания, он привлек целую армию (1710 тыс.) клиентов, использующих карточки pre-paid. Нет ничего удивительного в том, что с таким составом пользователей его APRU поползла вниз. Остается надеяться, что сегодняшние «карточные» абоненты будут расти в ногу с оператором и со временем перейдут на один из многочисленных тарифов, предлагаемых по контракту.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями