Выставка «Связь-Экспокомм» живет и процветает
«Связь-Экспокомм 2002» подтвердила свой статус главного события года в сфере российских телекоммуникаций и ИТ. Кризисные настроения на Западе никак не отразились на популярности этого форума как среди поставщиков оборудования и услуг, так и среди заказчиков. Более того, выставка ознаменовалась реальным прорывом в мир мобильных технологий завтрашнего дня. Посетители воочию убедились в том, что «живое видео» может транслироваться с помощью сотового телефона, а абоненты скоро смогут не только слышать, но и видеть друг друга. То ли еще будет…

В этом году главной выставке ИТ и телекоммуникаций «Связь-Экспокомм 2002» прочили непростую судьбу. Назывались как глобальные причины (например, продолжающийся мировой кризис отрасли), так и локальные, связанные с отказом Министерства связи РФ поддерживать выставку и участвовать в ней. По поводу решения Минсвязи ходили многочисленные слухи, но наиболее логичным кажется следующий аргумент: у этого уважаемого ведомства появилось собственное «детище» — осенняя выставка «ИнфоКом», и теперь ему ни к чему поддерживать конкурирующий проект, у которого к тому же есть зарубежный организатор.

Так или иначе, Минсвязи проигнорировало крупнейшую связную выставку в России, причем достаточно демонстративно. Было приветственное письмо замминистра Юрия Павленко, однако стенд министерства красноречиво пустовал, а главным лицом на церемонии открытия «Связь-Экспокомм 2002» оказался президент холдинга «Система Телеком» Александр Гончарук.

Первый день форума, пришедшийся на первый рабочий день после почти полумесяца майских праздников, дал легкий повод для беспокойства: плотность посетителей в павильонах была гораздо меньшей, чем обычно. Однако последующие дни развеяли все опасения насчет судьбы «Связь-Экспокомм» и доказали, что хорошо организованное и актуальное для рынка мероприятие может жить самостоятельно — вне зависимости от того, поддерживают ли его «на высшем уровне» или нет.

Окончательные данные о количестве посетителей выставки на момент написания статьи еще не были официально подведены. Если же отвлечься от сухой статистики и довериться личным впечатлениям, то можно отметить: форум оказался еще более многолюдным, чем предыдущий. Причем нельзя сказать, что основной вклад пришелся на пресловутых «пионеров», падких на розыгрыши призов и бесплатные сувениры. Гостей выставки из этой категории действительно было немало в павильоне «Форум» и на улице, где размещались экспозиции операторов сотовой связи и Internet-провайдеров. С другой стороны, без публичных акций и выступлений звезд шоу-бизнеса крупную выставку трудно себе представить.

АНШЛАГ НАБЛЮДАЛСЯ почти во всех выставочных павильонах Экспоцентра

Пять — семь лет назад во многом благодаря такой же «обработке» общественного сознания была ликвидирована компьютерная безграмотность, и персональные компьютеры завоевали массовый рынок. Сейчас настал черед сотовых телефонов, которые на современном этапе развития уже вышли за изначально отведенные им функциональные рамки и превратились в полноценные мобильные коммуникаторы, мало чем отличающиеся по возможностям от карманных компьютеров. Только убежденные пуритане могут усмотреть какой-либо негатив в массовой пропаганде новых средств связи и коммуникаций.

Отличительной чертой нынешней выставки стало участие в ней уже не двух, а трех главных «возмутителей спокойствия». Как вы догадались, речь идет о федеральных операторах сотовой связи «Мобильные ТелеСистемы», «ВымпелКом» и «МегаФон». На этом фронте телекоммуникационного рынка развернулась самая жесткая борьба за конечного пользователя, соответственно, и методы привлечения клиентов используются самые «громкие» и нетривиальные. МТС, например, заполучила в качестве массового «рекламоносителя» многих посетителей выставки: взамен на карту экспресс-оплаты номиналом в пять единиц они согласились «выгравировать» у себя на щеке надпись «I Love МТС» и в течение часа ходить в таком виде по выставочным павильонам. Благо на этот раз стенды сотовых операторов были грамотно разнесены в пространстве и приглашенным шоуменам не пришлось надрываться, перекрикивая конкурирующую сторону.

Что касается остальных павильонов выставки, там царила вполне деловая атмосфера. По сравнению с прошлым годом состав фирм производителей, интеграторов и поставщиков услуг, а также расположение их стендов практически не изменились. Бывалые посетители «Связь-Экспокомм» могли ориентироваться по памяти в поисках экспозиции той или иной фирмы. Это же подтверждают статистические данные. Так, в 2001 году в «Связь-Экспокомм» приняли участие 750 компаний из 34 стран мира, а 2002 году — около 800 из 33 государств.

Кстати, никто из профессиональных игроков рынка не сетовал на то, что выставки как таковые перестали оправдывать ожидания и тем более вложенные в них средства. Любой уважающий себя представитель отрасли просто обязан хотя бы раз в году потратиться на поддержание имиджа и публичную демонстрацию своих возможностей. А вот тратиться дважды в году на идеологически схожие мероприятия многие компании, скорее всего, не захотят. Поэтому любимому детищу Минсвязи — «ИнфоКому» — нынешней осенью придется приложить недюжинные усилия, чтобы не потеряться на фоне грандиозного весеннего смотра ИТ-технологий.

Разумеется, добиться определенного успеха можно и «в приказном порядке», но этот способ действен лишь в отношении компаний, имеющих значительную долю государственного капитала или сильно лояльных к нынешней администрации связи. Хотя и здесь не все так просто: несмотря на выраженную оппозицию министерства, ряд фирм связного госсектора все же не смогли проигнорировать «Связь-Экспокомм 2002». «Ростелекому», например, нужно было сообщить широкой общественности о своих новых планах в отношении рынка Internet-услуг, а укрупненным связьинвестовским предприятиям — о том, что это укрупнение успешно состоялось и теперь они выступают в новом лице.

В прошлом году «ИнфоКому» сильно помог анонс ФЦП «Электронная Россия». Он стал идеологической подоплекой выставочной программы и привлек к себе внимание всего российского ИТ-сообщества. Однако каждый год заявления подобного уровня делать невозможно, а отчет о проделанной работе, как предсказывают аналитики, окажется не очень привлекательным. Поэтому есть ощущение, что в Минсвязи либо переоценили свое влияние на рынок, либо приняли поспешное решение, которое теперь придется как-то облагораживать.