В КРАСНОЯРСКЕ был установлен сервер SunFire V880, сконфигурированный в качестве платформы сетевых приложений и БД

Современный бизнес характеризуется переходом на все более сложные и нетривиальные модели, что вызывает постоянный рост потребностей в информационных технологиях, обеспечивающих его нормальное функционирование. С другой стороны, ИТ сами по себе развиваются ускоренными темпами, что служит дополнительным стимулом для внедрения передовых инструментов управления хозяйственной деятельностью.

Эти правила справедливы по отношению ко всем сферам бизнеса, но ярче всего они, пожалуй, проявляются в телекоммуникационной отрасли. В данной области ИТ-инструменты выступают не только как системы эффективного управления предприятием, но и как основные производственные средства, позволяющие операторам связи создавать необходимые услуги.

Красноярская фирма «СибЧелендж» входит в число лидеров телекоммуникационного бизнеса Красноярского края. Ее деятельность сосредоточена главным образом в области цифровых систем связи и включает в себя услуги цифровой коммутации для предприятий, местной телефонной связи для населения, сотовой связи стандартов D-AMPS, GSM-900 и 1800, высокоскоростного доступа к Internet и абонентского радиодоступа в стандарте CDMA. Получив лицензию на коммерческую эксплуатацию сети GSM-900, компания «СибЧелендж» решила значительно расширить свою деятельность и клиентскую базу. В связи с этим была намечена установка комплексной биллинговой системы, поддерживающей данный и другие стандарты беспроводной связи.

Говоря об особенностях проекта инсталляции новой биллинговой системы, следует отметить, что «СибЧелендж» является мультисервисным оператором, то есть одновременно обслуживает несколько систем связи разных стандартов. Часть клиентов компании являются подписчиками сразу на несколько видов услуг, причем их доля испытывала тенденцию к росту. Чтобы эффективно обслуживать подобных клиентов и обеспечить их лояльность, оператор был вынужден пересмотреть систему тарификации, предоставления скидок и организовать выставление единых счетов за весь комплекс оказанных услуг. С учетом сложности поставленных задач реализацию указанного проекта было решено доверить компаниям, имеющим опыт работы с системами высшей категории сложности.

Естественно, первым делом возник вопрос, какие из них выбрать для поставки и инсталляции комплексного биллингового решения. Осенью 2001 года на выставке «СибСвязь 2001» представители «СибЧелендж» ознакомились с предложениями компаний, обеспечивающих поставку и внедрение систем конвергентного биллинга. Изучив эти предложения, руководство компании-оператора остановило свой выбор на петербургских фирмах «Петер-Сервис» (разработчик и поставщик информационно-биллинговой системы «Петер-Сервис») и «Линкс ВСС» (системная интеграция).

В рамках данного крупного проекта, который оценивается на Западе в несколько миллионов долларов, для «СибЧелендж» была поставлена ИБС «Петер-Сервис». Эта система должна способствовать работе сети мобильной связи стандарта GSM-900, которая была развернута в Норильске и Красноярске.

На выбор поставщика повлияло то, что «Петер-Сервис» успешно действует в области телекоммуникаций уже 10 лет. ИБС «Петер-Сервис» предназначена для автоматизации деятельности оператора связи и может применяться в сетях связи емкостью до 2,6 млн абонентов в качестве универсальной тиражируемой системы расчетов высшей категории сложности. Она позволяет управлять услугами связи, вести оперативный учет денежных поступлений, хранить информацию обо всех тарифах и других стоимостных характеристиках, ориентироваться в отношениях с клиентами и партнерами. Данная система построена на базе высоконадежной СУБД Oracle8.

По мнению специалистов компании «Петер-Сервис», современным операторам связи в первую очередь необходимо обращать внимание на масштабируемость биллинговых систем. Это связано со стремительными темпами роста абонентской базы и пропорциональным увеличением объема обрабатываемых данных. Если компания является мультистандартным оператором связи, обязательным требованием к биллинговой системе является поддержка ею конвергентности. Поставка и инсталляция биллингового решения должны производиться в жестких временных рамках и не приводить к прерыванию основных бизнес-процессов заказчика. Кроме того, отличительной чертой продуктов «Петер-Сервиса» является наличие открытых интерфейсов, которые позволяют оперативно внедрять множество основных и дополнительных услуг, реализованных на платформах иных производителей.

На долю компании «Линкс ВСС» пришлась не менее ответственная часть совместного проекта — поставка и инсталляция оборудования, на базе которого будет функционировать ИБС «Петер-Сервис».

«Линкс ВСС» была создана в 1997 году специально для разработки и внедрения комплексных системотехнических проектов в области информационных технологий. На сегодняшний день эта компания является одним из крупнейших системных интеграторов Северо-Запада России. Основными сферами ее деятельности являются системотехнический консалтинг, поставка и внедрение ПО и ИТ-оборудования, техническое и сервисное обслуживание, обучение. «Линкс ВСС» получила высший статус Sun Microsystems (Datacenter System Reseller), а также статус сертифицированного партнера корпорации Oracle в СНГ (Oracle Certified Solution Partner).

В рамках осуществляемого проекта «Линкс ВСС» поставила «СибЧелендж» два сервера семейства Sun Fire компании Sun Microsystems. Выбор этой аппаратной платформы для поддержки биллинга был не случайным. «Современный сервер масштаба предприятия обязан удовлетворять определенным требованиям, — говорит Виталий Кузьмичев, менеджер по развитию компании «Линкс ВСС». — Фактически он должен быть центром сосредоточения всей информационной и вычислительной мощи системы. Необходимо, чтобы сервер был высокопроизводительным, масштабируемым, надежным, простым в обслуживании. По мнению большинства независимых экспертов, продукция Sun Microsystems отвечает всем этим критериям».

На установленных серверах обрабатывается информация, поступающая от коммутаторов сотовой связи (АТС), которые расположены в Норильске и Красноярске. В Норильске «Линкс ВСС» инсталлировала сервер Sun Fire 280R, который оптимально подходит для провайдеров цифровых услуг связи. Он оснащен двумя процессорами UltraSPARC III с тактовой частотой 750 MГц, а его оперативная память может расширяться до 8 Гбайт. Система, установленная в Красноярске, со временем будет обслуживать абонентов не только сотовой сети GSM, но и других стандартов связи. Поэтому в Красноярске был размещен более мощный сервер Sun Fire V880 (поддерживает до 8 процессоров UltraSPARC III), сконфигурированный в качестве платформы для сетевых приложений, баз данных, программного обеспечения для электронной коммерции и передачи текстовых сообщений.

Взаимодействие между системами в Норильске и Красноярске осуществляется по специальному каналу связи, в роли которого выступает линия космической связи производительностью 320 Кбит/с (через геостационарный спутник). Для обеспечения повышенной отказоустойчивости используется резервный сервер ограниченной производительности.

Проект развивался в два этапа. Сначала информационную систему меньших производительности и емкости ввели в эксплуатацию в Норильске. Она была протестирована в рабочем режиме и продемонстрировала соответствие всем требованиям заказчика. Затем руководство «СибЧелендж» решило установить подобную, но более мощную систему в Красноярске, чтобы обеспечить обслуживание всего региона.

Успешная реализация совместного крупного проекта в Сибири утвердила «Петер-Сервис» и «Линкс ВСС» во мнении, что оптимальной методикой осуществления комплексных проектов в области ИТ является ориентация на партнерские взаимоотношения поставщиков и интеграторов. Компании-клиенты, деятельность которых основывается на внедрении новых технологий, стараются не приобретать всю линейку продуктов одного поставщика, а выбирать лучшие решения разных производителей. В связи с этим нацеленность на партнерский бизнес приобретает все большую значимость, особенно в области крупных телекоммуникационных проектов.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями