За последние годы мировой телекоммуникационный ландшафт претерпел значительные изменения. Произошла существенная перестройка в стратегиях крупнейших производителей оборудования средств связи. В ответ на быстрый рост корпоративного сектора рынка и переход его на новый технологический уровень ряд таких фирм выделили свои подразделения, занимавшиеся этим направлением, в самостоятельный бизнес.

На подобные реорганизационные меры пошло руководство корпораций Lucent Technologies, Ericsson, Motorola и некоторых других. А в конце прошлого года на российском рынке появилась компания Adventus-M — преемник российского подразделения EDD (Enterprise Distribution Division) концерна Alcatel. Обозреватель журнала «Сети» Алексей Полунин встретился с Ханну Мустапаа, генеральным директором Adventus-M, чтобы побольше узнать о деятельности новой фирмы, ее задачах и перспективах на российском рынке.

Не могли бы вы рассказать нашим читателям, как возникла новая компания и что символизирует ее название?

Adventus-M — это полностью самостоятельная российская фирма, имеющая статус премиум-партнера подразделения e-ND (Electronic Network Division) концерна Alcatel. Она была образована в прошлом году вследствие изменения стратегии Alcatel на корпоративном рынке. Если говорить о формальной стороне дела, то российская компания Adventus-M купила у российской «Алкатель» бизнес, связанный с корпоративными системами.

Adventus — это название торговой марки, которая используется в некоторых странах, включая и Россию и ряд государств бывшего СССР. Слово Adventus в переводе с латинского языка означает «приход», «прибытие», другими словами — начало чего-то нового. Именно так мы понимаем нашу роль на российском рынке. Даже логотип компании можно трактовать как восход солнца на фоне синего неба. Букву «М» допускается рассматривать как сокращение от слова «Москва»; таким образом подчеркивается, что деятельность фирмы тесно связана с Россией.

Кто составил костяк Adventus-M?

Люди, работающие в нашей компании, далеко не новички в своем деле. Основой Adventus-M стал руководящий, коммерческий и инженерно-технический состав бывшего подразделения корпоративных сетей Alcatel в России. Этот коллектив имеет богатый опыт продаж и поддержки всего спектра телекоммуникационных решений, необходимых современному предприятию, и способен создавать корпоративные сети любого уровня сложности. Вместе с тем в Adventus-M принято немало новых молодых сотрудников, которые, как мы надеемся, впишутся в сложившийся коллектив и станут высококлассными специалистами.

Каковы причины изменения стратегии Alcatel на корпоративном рынке, приведшие его к появлению в России компании Adventus-M?

Появление Adventus-M «вписалось» в русло общих тенденций телекоммуникационного рынка. Они связаны с изменением ситуации в секторе корпоративных решений, в котором не только наблюдается количественный рост объемов продаж, но и становятся востребованными принципиально новые подходы в продвижении продукции. Потому-то и было решено реорганизовать подразделение Alcatel, занимавшееся корпоративным сектором рынка. Стоит добавить, что планы изменения стратегии Alcatel возникли почти два года назад, в июне 2000 года. Это произошло задолго до начала кризиса в телекоммуникационной отрасли, а соответственно, структуризацию нельзя рассматривать как некие судорожные действия Alcatel, призванные уменьшить негативные последствия падения рынка.

Именно тогда было решено создать сеть многоканальной дистрибуции для поддержки бизнеса подразделения корпоративных сетей. Согласно новой политике, компания Alcatel больше не занимается распространением своих продуктов корпоративного уровня через собственное подразделение EDD: теперь для этой цели используются возможности партнеров. Такие структурные преобразования произошли более чем в 100 странах, то есть практически по всему миру.

На каких принципах основываются отношения вашей компании с концерном Alcatel?

Согласно договору, заключенному между Adventus-M и ЗАО «Алкатель», которое представляет интересы концерна Alcatel в России, нашей компании был продан весь бизнес подразделения ЕDD. Теперь мы занимаемся продажей и полномасштабной поддержкой продуктов и услуг, находившихся прежде в ведении этого департамента.

В самой Alcatel по-прежнему осталось подразделение e-ND, и наши партнерские соглашения заключены именно с ним. В задачи данного подразделения входят разработка, изготовление и глобальный маркетинг оборудования для корпоративных систем. К нему относятся телефонные станции, аппаратура передачи данных и определенные типы бизнес-приложений, например центры обслуживания клиентов (call center). В России продвижением и маркетингом этого оборудования занимается Adventus-M. Мы отвечаем за всех клиентов, которые были «наработаны» Alcatel за предыдущие годы; наша задача заключается в том, чтобы у клиентов не было никаких проблем.

Произошедшие изменения дали несомненные преимущества в развитии взаимоотношений с заказчиками. Сегодня мы стали более гибкими и способными быстрее предлагать нашим клиентам необходимые решения. Хотя основу предложений Adventus-M составляет продукция Alcatel, мы теперь «не связаны» корпоративной политикой работы только с одним производителем и имеем возможность использовать в предлагаемых решениях любое необходимое оборудование.

Изменились ли схемы взаимодействия с местными партнерами, которые уже давно продают оборудование Alcatel или используют его в своих проектах?

Все принципы взаимодействия с российскими партнерами остались практически неизмененными, только роль поставщика корпоративных систем, которую ранее играло ЗАО «Алкатель», перешла к Adventus-M. Более того, хотя теперь российские компании стали партнерами Adventus-M, они сохраняют приверженность логотипу Alcatel. При этом поддержку в своей деятельности они получают от нашей фирмы. Такое положение дел выгодно для всех сторон.

Неизменными остались и принципы работы с конечными заказчиками. С определенной частью клиентов Adventus-M взаимодействует напрямую. Мы делаем все возможное для обеспечения высокого качества услуг, которое уже стало привычным для заказчиков российского представительства Alcatel. Нам важен любой клиент, поэтому, помогая своим российским партнерам развивать взаимоотношения с клиентами, мы не делаем различий между ними в качестве обслуживания. В этом отношении Adventus-M оказывает всестороннюю поддержку партнерам, обучая их и помогая расти на телекоммуникационном рынке.

Как вы оцениваете перспективы российского рынка корпоративных телекоммуникационных систем? Какие виды оборудования и технологии, по вашему мнению, будут на нем доминировать?

Я стараюсь не пользоваться термином «телекоммуникации» для описания корпоративных систем, поскольку, как мне кажется, для этих целей больше подходит понятие «информационные сети». Мир информационных технологий меняется достаточно быстро, что особенно заметно в России. В частности, я имею в виду информационные решения масштаба предприятия. В моем понимании «информационные сети» — это вся совокупность оборудования, программных приложений и услуг, которые необходимы современным предприятиям и организациям.

Хотя «железо» и является базой при создании таких информационных систем, настоящую ценность представляют собой приложения для конкретных бизнес-задач. Именно они позволяют с пользой задействовать ресурсы сетевой инфраструктуры. Любому сотруднику предприятия должна быть доступна вся необходимая информация в любом месте и в любое время. Роль Adventus-M мы как раз и видим в том, чтобы оказывать помощь предприятиям в построении информационных сред, отвечающих требованиям времени.

Что же касается вопроса о технологиях, которые будут доминировать на рынке, в этом никакой загадки нет. Конечно, преобладать станет IP — можно спорить лишь о том, насколько быстро это произойдет. Однако у IP-технологии есть один существенный недостаток: раскрытие ее возможностей сильно зависит от характеристик сетевой инфраструктуры — производительности маршрутизаторов, пропускной способности каналов, поддержки классов обслуживания трафика. Поэтому сегодня полный переход на решения IP представляется мне преждевременным. Можно, конечно, рискнуть, выкинуть на свалку все действующее на каком-либо предприятии телефонное оборудование и полностью перейти на IP-платформу. Только вряд ли найдется руководитель, который согласится на такой шаг. Сейчас для корпоративных сетей самый удачный вариант — комбинированные решения, в чей состав входит сложившаяся коммуникационная инфраструктура, еще не исчерпавшая полностью своего ресурса.

Другое дело, когда решения внедряются в офисах молодых и небольших компаний. В таких случаях стоит рискнуть и сразу получить доступ к современным бизнес-приложениям, реализующим все достоинства технологий IP. К тому же цена таких решений непрерывно падает и перестает быть определяющим фактором при выборе систем.

Но ведь информационные решения подразумевают не только создание сетевой инфраструктуры и использование бизнес-приложений. В состав любой системы непременно входят различные базы данных, серверы, системы резервного копирования, хранения информации и многое другое. Будет ли Adventus-M заниматься этими вопросами самостоятельно или с помощью партнеров?

Такие партнеры у нас уже есть. Как уже говорилось, то, что мы не входим в состав Alcatel, позволяет нам более гибко формировать свою партнерскую политику. Возможность использования решений разных производителей как раз и была одной из целей реорганизации компании. Мы не собираемся заниматься поставками серверов и компьютеров, поскольку здесь у нас имеются надежные партнерские связи. Но давайте посмотрим немного выше уровня инфраструктурных компонентов решения.

Наша компания активно выходит в область бизнес-приложений. Ряд фирм специально разрабатывают для Adventus-M принципиально новые виды устройств, ориентированных на современный класс корпоративных приложений. Мы продвигаем комплексные информационные решения и уделяем большое внимание совместимости предлагаемого нами оборудования, функционирующих на его базе приложений и единой системы мониторинга для управления всем потоком информации.

В чем заключаются ближайшие планы Adventus-M?

Нынешний год будет необходимым этапом становления нашей компании. Мы должны доказать своим клиентам и партнерам, что они ничего не потеряли, а только выиграли, начав взаимодействовать с Adventus-M вместо Alcatel. У нас имеются все необходимые ресурсы для развития, поэтому наши клиенты (как существующие, так и новые) должны ощутить только одно отличие — мы будем делать работу еще лучше.