В рамках специализированного форума «iFin 2002. Интернет-финансовые услуги и технологии» состоялось заседание секции «Internet-банкинг и Internet-расчеты». Ведущие компании-разработчики представили на нем несколько авторских решений, различных по классу, но объединенных общей идеологией.

Банки были ключевым звеном коммерческой деятельности в «бумажную» эпоху расчетных операций и должны сохранить свою роль в эпоху электронного бизнеса, считает директор департамента Internet-бизнеса компании «Центр финансовых технологий» (ЦФТ) Сергей Жуков. Однако в условиях обострившейся конкурентной борьбы для небольших кредитных организаций единственным шансом сохранения клиентов является широкая диверсификация предоставляемых услуг. Поэтому Жуков предлагает банкам активизировать участие в построении электронной платежной системы для клиентов, а также в поддержке их коммерческой деятельности.

Фирма ЦФТ известна на рынке благодаря активному внедрению собственной технологической платформы FTC Internet. Она включает в себя набор сервисов, позволяющих банкам постепенно интегрировать разрозненные информационные системы пользователей в единую межбанковскую систему электронного бизнеса. Одним из модулей FTC Internet является открытая торговая площадка Faktura.ru. Кредитные организации, получившие статус расчетных банков системы Faktura.ru, бесплатно получают от ЦФТ необходимое программное обеспечение, которое дает им возможность предоставлять корпоративным клиентам дополнительные услуги в области электронной коммерции. Среди них — собственно Internet-банкинг (удаленное управление банковским счетом), получение консолидированной информации о состоянии счетов предприятия (для холдингов), организация корпоративных торговых площадок для построения дилерской сети или систем электронных закупок, создание корпоративных Web-сайтов и ведение торгово-закупочных операций на площадке Faktura.ru.

За обслуживание клиентов Faktura.ru ЦФТ взимает с поставщиков комиссионные в размере 1 — 5% суммы сделки. Половину комиссии получает банк в виде дополнительного и к тому же безрискового дохода. По мнению Жукова, реализация системы FTC Internet позволит банкам по-прежнему оставаться в центре коммерческой деятельности своих клиентов, а значит, выживать под напором крупных, в том числе международных, игроков. Докладчик сообщил, что в начале лета компания намерена выпустить новые модули — FTC-ERP и FTC-CRM.

Менеджер проекта InterBank фирмы R-Style Softlab Александр Македонский представил решение RS-Portal, которое позиционируется как «совокупность технологии и инструментария для разработки приложений и решения доступа к корпоративным информационным ресурсам через Internet». Отличительной особенностью RS-Portal является то, что этот продукт базируется на специально созданном специалистами компании объектно-ориентированном языке программирования RSL (R-Style Language). На его основе R-Style Softlab разрабатывает разнообразные сетевые приложения.

Одно из них — «Интернет-Клиент», коммерческий релиз которого вышел в марте 2002 года. Это приложение позволяет клиентам кредитных учреждений полноценно управлять своими счетами через Internet и включает в себя информационный сервис для мобильных пользователей на базе протокола WAP. Как сообщил Македонский, в настоящее время компания разрабатывает подсистему «Интернет-Клиент для физических лиц». С ее помощью индивидуальные потребители смогут не выходя из дома оплачивать коммунальные услуги, просматривать информацию по вкладам и обращаться к другим дистанционным сервисам.

Фирма «Банк?с Софт Системс» (БСС) представила уже готовое решение подобного класса. Как сообщил директор ее департамента маркетинга Евгений Яковлев, она выпустила новую версию одноименной подсистемы «Интернет-Клиент», обеспечивающую физическим лицам услуги Internet-банкинга. По словам Яковлева, в последней редакции приложения полностью переработано программное ядро, добавлено большое количество облегченных интерфейсов банковских документов (в виде легконастраиваемых HTML-шаблонов), а использование технологии XML позволило от 2 до 10 раз сократить HTTP-трафик между клиентским терминалом и банковской системой дистанционного обслуживания.

Интеграторская компания «Банковский Производственный Центр» (БПЦ), специализирующаяся в области построения систем электронных платежей и электронного бизнеса, представила инфраструктуру управления взаимоотношениями с клиентами SmartVista e-Contact-Center. Она предназначена для приема, маршрутизации и обработки запросов от держателей пластиковых карт и обслуживаемых торговых предприятий. Поддерживается несколько видов коммуникаций, с помощью которых банк осуществляет взаимодействие с вкладчиками. Кроме электронной почты, Web-сервера и факсимильной связи клиенты могут пользоваться автоматизированной системой речевого взаимодействия IVR (Interactive Voice Response), а также информационными WAP- и SMS сервисами. Как сообщил исполнительный директор БПЦ Александр Скороходов, данный контакт-центр представляет собой симбиоз call-центра от фирмы Genesys и средств обеспечения проводной и беспроводной связи от IBM. Первая инсталляция системы e-Contact-Center осуществлена в «Альфа-банке», где для центра электронного обслуживания клиентов оборудовано 15 операторских мест.

Особое внимание в докладах уделялось безопасности транзакций в системах электронных расчетов и банковских услуг. В этой связи большинство выступавших подчеркивали важность принятого закона «Об ЭЦП». Правда, ответственные ведомства еще не разработали подзаконные акты, регламентирующие работу удостоверяющих центров и выдачу сертификатов, поэтому все решения, которые демонстрировались на «iFin 2002», основываются на внутрикорпоративных процедурах аутентификации пользователей. На форуме отмечалось, что такое положение вещей в немалой степени препятствует широкому распространению услуг Internet-банкинга и Internet-расчетов в России.

Что же касается управления коммерческими и банковскими операциями с использованием мобильных технологий WAP и SMS (а технически эта возможность предусмотрена во всех продемонстрированных решениях), то, по общему мнению участников секции, финансовые услуги такого рода пока воспринимаются на российском рынке как «заоблачный» hi-tech.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями