Компания МТС подвела итоги своей деятельности в 2001 году
Михаил Смирнов: «Главным мерилом эффективности компании остаются деньги»

«Что толку рапортовать о революционном росте абонентской базы? Для нас главным мерилом эффективности бизнеса остаются деньги», — заявил на пресс-конференции, посвященной итогам прошедшего года, президент компании МТС Михаил Смирнов. Эти слова могли бы послужить эпиграфом к годовому отчету крупнейшего оператора мобильной связи России, так как они наиболее точно отражают его текущие цели и задачи.

За отчетный период МТС продемонстрировала значительный рост основных финансовых и операционных показателей. По сравнению с 2000 годом доход акционерного общества вырос на 67% и достиг 893 млн долл. Объем прибыли до расчетов по процентам, уплаты налогов и амортизационных отчислений (EBITDA) увеличился на 80% и равнялся 424 млн долл., а чистая прибыль возросла на 120% и составила 207 млн долл.

Совокупные инвестиции МТС увеличились на 103% и достигли 396,7 млн долл. Всего за время своей работы компания инвестировала в собственное развитие 881 млн долл. В конце 2001 года и в начале 2002-го МТС осуществила две эмиссии еврооблигаций на общую сумму 300 млн долл. Как сообщил Михаил Смирнов, по согласованию с главными акционерами МТС средства, полученные от размещения евробондов, решено использовать в первую очередь на развитие сетевой инфраструктуры в регионах.

В 2001 году в сети МТС установлены 1002 новые базовые станции. В результате общее количество станций составило 2125 штук, из которых 1144 находятся в Московской лицензионной зоне и 981 — в регионах. По словам Смирнова, «строительный шаг компании равен трем базовым станциям в день». За тот же период в сети мобильного оператора появилось 18 новых коммутаторов. К 10 апреля в ней насчитывалось уже 34 коммутатора, а ее суммарная коммутационная емкость позволяла обслуживать 5,7 млн абонентов, в том числе 3,8 млн пользователей — в Московской лицензионной зоне.

В прошедшем году абонентская база МТС выросла на 1,45 млн человек и составила 2,65 млн пользователей. Показатель оттока абонентов (26,8 %) был несколько большим, чем в 2000 году (21,6%), тем не менее компания сумела удержать довольно высокий уровень ежемесячной выручки от продажи услуг в расчете на одного абонента (ARPU). Примечательно, что этот результат получен на фоне более чем двукратного роста абонентской базы МТС. Правда, среднегодовой ARPU, зафиксированный на отметке 36 долл., существенно ниже показателя предыдущего года (54 долл.).

Как заявил президент МТС Михаил Смирнов, по состоянию на 10 апреля 2002 года МТС обслуживала более трети всех российских абонентов и занимала (по оценке независимого агентства J?Son & Partners) 35,2% рынка. Доля компании среди российских GSM-операторов равнялась 41%. На сегодняшний день число абонентов сети МТС составляет 3,58 млн человек, из которых 1,48 млн проживают в регионах.

Прошлогодний сотовый бум заставил фирму поменять свою тактику в московском сегменте рынка. Комментируя снижение доли МТС в столице, Смирнов заявил: «С нашей стороны это был удачный тактический шаг. Мы сознательно отдали «легких» абонентов конкурентам в целях защиты собственных финансовых показателей». Он выразил мнение, что показатели роста абонентской базы более не отражают реальной эффективности компании. Уступив лидерство по числу абонентов в столице, МТС тем не менее решила максимально «вычерпать» потребительскую способность московского рынка мобильной связи. По оценке Смирнова, его годовая емкость равна примерно 1,2 млрд долл., и за отчетный период МТС получила 65% этой суммы.

Стратегические направления развития МТС остаются неизменными. Как заявил Смирнов, стоящая перед компанией цель стать федеральным сотовым оператором реализуется намеченными темпами.

Приобретение в мае 2001 года компании «Телеком ХХI» обеспечило МТС выход на второй по значимости рынок России — Санкт-Петербург и девять областей Северо-Запада, где проживают 14 млн человек. К апрелю текущего года абонентская база МТС выросла до 278 тыс. человек, а доля оператора на сотовом рынке этого региона достигла 20%.

Кроме того, МТС осуществила запуск сети в важнейшем промышленном центре Поволжья — Нижнем Новгороде, а также в Кировской и Ивановской областях. Купив компанию «Телеком-900», МТС реализует стратегический план освоения территорий на востоке страны. Фирма распространяет свое влияние на три ключевых региона Урала, Сибири и Дальнего Востока — Свердловскую и Новосибирскую области, Хабаровский край.

Президент МТС официально сообщил на пресс-конференции о приобретении 51% акций четвертого по значению оператора в стране — ЗАО «Кубань GSM». Сумма сделки составила 71,4 млн долл. Смирнов заявил, что эта покупка позволит МТС расширить свое влияние на стратегически важные регионы юга России — Краснодарский край и Республику Адыгея, где проживают 5,5 млн человек. «Кубань GSM», чьими абонентами являются почти 500 тыс. пользователей, обеспечивает покрытие примерно 70% лицензионной территории региона, включая все крупные курорты Черноморского побережья. По словам президента МТС, в период отпусков сюда приезжают до 5 млн россиян. В 2001 году услугами сотовой связи «Кубань GSM» воспользовались почти 500 тыс. роумеров, а доходы компании от гостевого роуминга составили 6,5 млн долл.

В ходе региональной экспансии МТС получила лицензии на предоставление услуг мобильной связи в 48 регионах России. Сеть уже запущена в коммерческую эксплуатацию в 31 регионе, а после приобретения «Кубань GSM» число региональных подписчиков МТС достигло 1,5 млн человек. Смирнов убежден, что до конца 2002 года МТС завершит реализацию проекта «федеральный оператор» на всей лицензионной территории.

Как уже сообщалось, в сентябре 2001 года МТС выиграла тендер на получение лицензии стандарта GSM в Республике Беларусь. Глава компании подтвердил факт завершения формальной процедуры регистрации СП и сообщил о начале строительства сотовой сети в этой республике.

Инновационная деятельность компании состояла прежде всего в тестовых испытаниях оборудования в опытной зоне третьего поколения (UMTS) и в подготовке к коммерческой эксплуатации системы пакетной передачи данных GPRS. Сейчас завершаются работы по обеспечению непрерывного покрытия сигналом GPRS московской лицензионной зоны. Опытные фрагменты сетей этого стандарта развернуты также в Санкт-Петербурге, Смоленске, Твери, Ярославле и Костроме. Однако, по словам Смирнова, номенклатура услуг 2,5G, которые сегодня могут быть востребованы рынком, слишком незначительна. «Загружать сеть ради баловства мы не намерены», — заключил глава МТС.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями