Ассоциация Internet Engineering Task Force (IETF), отвечающая за разработку и утверждение стандартов Internet, приступила к созданию плана определения приоритетов при передаче голоса и данных. Он предназначен для использования сотрудниками служб безопасности в случае возникновения критической ситуации.

Первая встреча рабочей группы IETF Internet Emergency Preparedness состоялась в середине марта в Миннеаполисе. О необходимости такой группы говорилось почти год, но появилась она лишь после террористической атаки 11 сентября, когда роль надежной телекоммуникационной инфраструктуры, которая отводится Internet, стала вполне очевидной.

Цель рабочей группы — разобраться, каким образом Internet может способствовать в ликвидации последствий различных катаклизмов: ураганов, наводнений, землетрясений, террористических актов и т. д. Среди приложений, которые необходимы управлениям по борьбе с чрезвычайными ситуациями, называют средства передачи голоса и видео, электронную почту, механизмы организации мгновенной пересылки сообщений и доступа к базам данных через Web. Рабочей группе поручено создание трех документов, в которых будут регламентироваться требования к налаживанию аварийной связи через Internet, определение способа стыковки этих требований и утверждение рекомендаций по использованию протоколов Internet для управления аварийной связью.

Бывший председатель IETF, представитель корпорации Cisco Systems Фред Бэйкер, возглавляющий рабочую группу по подготовке к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, заявил, что все необходимые документы должны быть готовы к августу. «Нам предстоит решить ставшую уже классической проблему объединения телефонного мира и мира Internet, — сообщил Бэйкер. — Для многих людей это имеет очень важное значение».

Впервые американское правительственное агентство National Communications System обратилось в IETF с просьбой разработать схему организации связи на случай возникновения чрезвычайных ситуаций еще в августе 2000 года. Но вплоть до момента создания рабочей группы (в декабре 2001 года) практически ничего в этом направлении сделано не было.

Правительству США хотелось бы, чтобы система определения приоритетов связи через Internet стала аналогом технологии, уже существующей в общедоступной коммутируемой телефонной сети и поддерживаемой правительственной службой Government Emergency Telecommunications Service (GETS). Привлекшая внимание AT&T, Worldcom и Sprint и финансируемая правительством программа GETS регламентирует приоритеты передачи голосовой информации и факсов через телефонные системы общего пользования и сети сотовой связи.

Почти 60 тыс. сотрудников служб общественной безопасности имеют доступ к специальным картам вызовов, которые позволяют делать звонки в системе GETS. Такие вызовы, охватывающие 710 географических кодов, обрабатываются коммутаторами общедоступных телефонных систем в первоочередном порядке. Хотя вызовы GETS и не прерывают другие звонки, вероятность успешного соединения в этом случае гораздо выше.

По мере того как голосовая связь смещается в направлении использования Internet, правительство США все более серьезно рассматривает задачу перенесения системы GETS в IP-среду. В сущности, американское правительство хочет, чтобы появилась возможность помечать определенные пакеты, проходящие через Internet, и гарантировать их первоочередную доставку всеми провайдерами. Представители правительства и другие заинтересованные лица утверждают, что реализация функциональности GETS никак не отразится на общей производительности Internet.

«После 11 сентября на Нью-Йорк и Вашингтон обрушилась масса звонков, но только один из ста тысяч относился к категории GETS, — заметил сетевой инженер компании Science Applications International Кимберли Кинг, поддерживающий программу GETS. — Система GETS не оказывает особого воздействия на общедоступные коммутируемые телефонные сети, поскольку количество клиентов, имеющих доступ к приоритетным вызовам, очень невелико. Однако частные телефоны и телефонные сети, а также телефоны-автоматы должны распознавать все 710 территориальных кодов». Перенос GETS в Internet обеспечивает дополнительные преимущества сотрудникам подразделений по борьбе с последствиями чрезвычайных ситуаций при работе с новыми приложениями — электронной почтой, службой мгновенной передачи сообщений, досками объявлений совместного использования, Web-браузерами, аудио- и видеоинформацией.

Члены рабочей группы IETF по подготовке к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций заявили, что готовы удовлетворить требования GETS в части, касающейся соблюдения существующих стандартов передачи сигналов. Они готовы обеспечить совместимость с протоколом SIP, который используется для инициирования вызовов VoIP, и с технологией DiffServ, позволяющей дифференцировать классы сетевого трафика. Группа должна выработать и политику применения систем, подобных GETS, определить стратегию пересылки трафика и требования к организации сетевой защиты. «Это достаточно простая задача, — отметил Бэйкер. — Никаких технических сложностей здесь быть не должно. На мой взгляд, группе не нужно разрабатывать новые версии протоколов».

Наибольшую заинтересованность в разработке IETF схемы подготовки к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций проявляет правительство США. Однако и другие страны, включая Японию и Великобританию, также принимают активное участие в тестировании технологий установления аварийной связи на базе Internet.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями