Чуть больше года назад на российском телекоммуникационном рынке появилась новая компания, которая сразу привлекла внимание клиентов своим броским названием — «Зебра Телеком». Сегодня эта фирма стала одним из лидеров среди провайдеров услуг IP-телефонии и доступа в Internet. Своим основным видом деятельности она избрала предоставление услуг населению, то есть частным лицам. Они обеспечивают достаточно большую долю рынка связи, составившую в 2001 году, по данным Министерства связи, свыше 2,5 млрд долл.

В силу многих причин приоритетной сферой услуг операторов IP-телефонии стала организация международных соединений. Хотя в общеотраслевой структуре услуг дальней связи на долю таких звонов приходится менее 10%, именно в этом сегменте рынка альтернативные операторы смогли серьезно конкурировать с монополистом — ОАО «Ростелеком». Суммарный трафик «альтернативщиков» за прошлый год составил 360 млн мин — против 1 млрд мин у «Ростелекома». На рынке междугородной связи картина совсем иная: в 2001 году операторы IP-телефонии контролировали только 2% общего объема услуг (примерно 120 млн мин), а «Ростелеком» сумел «освоить» 6 млрд мин.

По словам генерального директора «Зебра Телеком» Виктора Каледина, несмотря на достаточно высокую конкуренцию в упомянутом сегменте рынка, его компании удалось занять здесь лидирующие позиции. Этот результат был достигнут благодаря выбору грамотной стратегии. Общий объем инвестиций в развитие сервиса международной IP-телефонии составил порядка 2 млн долл., половина из которых была израсходована на рекламу и маркетинговые мероприятия. Столь высокие затраты объясняются ориентацией фирмы на массовый рынок, а значит, ей понадобилось в предельно короткие сроки сделать свою торговую марку узнаваемой среди широкой аудитории. Расходы оказались не напрасными, и уже в конце прошлого года «Зебра Телеком» вышла на уровень самоокупаемости.

Услуги дальней связи и доступа в Internet предоставляются с помощью предоплаченных дебитных карт. Единый тарифный план, не зависящий от номинала карточек, позволил сделать расчеты с абонентами максимально прозрачными. В настоящее время «Зебра Телеком» создала обширную дилерскую сеть, насчитывающую более 370 партнеров. Карточки распространяются в 3 тыс. торговых точках, таких как компьютерные магазины, автозаправки, салоны связи, банки и т. п. Как утверждает директор по маркетингу и продажам Алексей Гаранов, находясь в любой точке Москвы, можно найти в радиусе 200 — 300 м пункт продажи дебитных карт «Зебра Телеком». Особым спросом пользуются универсальные карты, позволяющие с одного лицевого счета оплачивать как телефонные звонки, так и доступ в Internet. Популярность услуг компании подтверждается ежемесячным 15-процентным приростом трафика, позволившим оператору выйти на уровень 2 млн мин в месяц.

Направление Internet-доступа стало активно развиваться с осени прошлого года, когда в фирму пришла новая техническая команда. Сегодня насчитывается более 18 тыс. абонентов, подключаемых по dial-up. В распоряжении «Зебра Телеком» — два собственных узла доступа и точки присутствия на междугородных транзитных станциях М9 и М10.

Теперь в планах компании значится выход на рынок Санкт-Петербурга. Начиная с мая в северной столице будет предоставляться весь комплекс услуг, доступный в Москве. Предусмотрено роуминговое обслуживание абонентов двух столиц (например, с помощью карточки, приобретенной в Москве, можно будет подключаться к услугам в Санкт-Петербурге).

Кроме того, «Зебра Телеком» собирается существенно расширить свое присутствие в регионах. Для данных целей будет создана партнерская сеть, основанная на широком выборе возможных схем сотрудничества — от прямых инвестиций до франчайзинга. Главным препятствием на этом пути, по мнению Виктора Каледина, является ограниченность доступа альтернативных операторов к ресурсам местных телефонных сетей.

Если в прошлом году компания практически не претендовала на рынок услуг IP-телефонии для корпоративных заказчиков, то теперь она решила начать на нем активную работу. Ныне такие услуги предоставляются Европейскому банку реконструкции и развития, российскому отделению Greenpeace, торговому дому «КомпьюЛинк» и многим другим фирмам.

Разумеется, руководители «Зебра Телеком» не собираются забывать и о том сегменте рынка, в котором уже достигнут зримый успех. Серьезным подспорьем для успешного выполнения всех намеченных планов является довольно приличный (по российским меркам) инвестиционный портфель. На развитие бизнеса предполагается израсходовать порядка 10 млн долл.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями