В этом году я летел в Ганновер со смешанным чувством. С одной стороны, в последнее время CeBIT по праву заслужил звание крупнейшей международной выставки в области информационных и телекоммуникационных технологий (ITT). С другой — в развитых странах этот рынок переживает нелегкие времена, и глубокий спад не мог не отразиться на маркетинговой активности ведущих поставщиков оборудования и услуг. Вопрос заключался лишь в том, в какой мере будет заметно влияние экономического спада и насколько серьезны коррективы, внесенные им в магистральные направления развития рынка ITT.

Понятно, что особых иллюзий в отношении того, что и на сей раз перед посетителями во всем своем величии предстанет одна из процветающих отраслей экономики, питать не приходилось, но, к счастью, и самым мрачным предчувствиям сбыться также было не суждено.

Если оперировать сухим языком цифр, то проходившее с 13 по 20 марта ганноверское шоу, а точнее, его организатор — фирма Deutsche Messe AG отделалась легким испугом. По признанию Йорга Шомбурга, управляющего директора этой компании по международным мероприятиям, в 2002 году большинство экспонентов с особой скрупулезностью рассматривали вопрос об участии в выставке, и многие организации заметно урезали выделяемые на эти цели статьи бюджета. Тем не менее на CeBIT можно было увидеть продукцию без малого 8 тыс. фирм, т. е. по данному показателю падение составило всего 1,5%. Пусть и небольшая, но отрицательная динамика наблюдается первый раз за всю 16-летнюю историю проведения этого мероприятия. В то же время выставочные площади, на которых проводятся ганноверские Messe, продолжают расти: за год они увеличились почти на 40 тыс. кв. метров.

Прошлогоднюю выставку посетили без малого 850 тыс. человек. Ожидалось, что планку в 800 тыс. участников удастся преодолеть и на сей раз. Однако, к своему удивлению, я отметил практически полупустые павильоны уже на четвертый день работы CeBIT, так что кое-кто уже начал поговаривать о максимум полумиллионе посетителей. Впрочем, по российским меркам цифра все равно заоблачная.

Еще одним наглядным индикатором состояния рынка традиционно являлось количество и качество анонсов, которые компании специально приурочивали к главному европейскому ITT-шоу. Как показало традиционное посещение пресс-центра (куда стекается информация от большинства экспонентов) в первый же день работы выставки, по данному критерию спад налицо. Если оставить в стороне устройства для беспроводной и мобильной связи, то ассортимент впервые анонсированных продуктов и услуг покажется довольно будничным. Выделяются еще средства безопасности, интерес к которым значительно возрос в последнее время, зато в секторе тяжелого сетевого и телекоммуникационного оборудования от бурления конца 90-х годов, кажется, не осталось и следа. Правда, точного подсчета количества анонсов, да еще и для разных категорий продуктов, насколько мне известно, никто не проводил, поэтому приведенную оценку стоит воспринимать как чисто субъективную. А может, она просто отражает тот факт, что в изменившихся условиях и производители, и операторы сконцентрировали свои усилия на наиболее перспективных технологических областях.

По странам Западной Европы

Было бы ошибкой считать, что экономике развитых государств рецессия нанесла непоправимый урон. Как выясняется после детального анализа ситуации, последствия спада зависят от рыночного сегмента и к тому же сильно разнятся от региона к региону. Наше издание уже писало, например, о том, что в 2001 году в США наблюдался невиданный рост числа пользователей Всемирной сети (см. «Сети», 2002, № 5, с. 14). Незадолго перед открытием CeBIT стали доступны некоторые интегральные показатели по европейскому рынку ITT. Оказывается, и на нем дела шли не так уж плохо.

Согласно данным IDC и ежегодного издания European Information Technology Observatory (EITO), объем рынка инфотелекоммуникаций в Западной Европе (15 стран — членов ЕС плюс Норвегия и Швейцария) вырос на 5,1% и достиг 643 млрд евро. Конечно, это ниже тех 11%, которые в свое время предсказывали эксперты, но в целом не так уж плохо. Прогноз роста на этот год выглядит более консервативно — 6,1%.

Картина станет более ясной, если сравнить приведенные цифры с показателями по другим регионам. В США рынок ITT за прошлый год вырос всего на 0,5%, в Японии — на 5,3%, а в четырех наиболее развитых странах Азиатско-Тихоокеанского региона (Южная Корея, Тайвань, Гонконг и Сингапур) — на все 7,5%.

Неравномерным развитие оказалось и в пределах самого Европейского континента. Сильнее других от кризиса пострадали Германия и Скандинавские страны, тогда как государства Южной Европы ощутили его влияние в наименьшей степени. Тем не менее германский ITT-рынок остается крупнейшим в Европе: сегодня на него приходится 22,3% всех доходов от инфотелекоммуникационных товаров и услуг; за ним с небольшим отрывом следуют рынки Великобритании (21,7%) и Франции (17,1%).

Любопытно, что в прошедшем году объемы общеевропейских рынков IT и телекоммуникаций практически сравнялись, составив 324 и 319 млрд евро соответственно, хотя второй рос почти вдвое быстрее первого (6,4 и 3,9%). Развитие IT-сектора в первую очередь было связано с приобретением ПО и высоким спросом на прикладные услуги, особенно в сфере электронного бизнеса. В индустрии связи наблюдался устойчивый рост спроса на услуги (хотя и не такой взрывной, как в предшествующие годы), а вот инвестиции в оборудование заметно снизились. В частности, практически на прежнем уровне остались поставки традиционных телефонных аппаратов, а продажи мобильных трубок даже сократились. В целом сектор абонентского оборудования «сморщился» на 1,3%, однако уже в этом году динамика должна поменять знак.

В секторе сетевых устройств и средств передачи данных итоги 2001 года также оказались неутешительными (рост всего на 0,1%), хотя в корпоративном секторе продажи постоянно росли. Если верить аналитикам, тяжелые времена здесь еще не наступили и только в этом году рынок корпоративных заказов ощутит на себе эффект замораживания ITT-проектов, которые связаны с расширением либо значительной модернизацией сетевой инфраструктуры.

На операторский бизнес пришлось без малого две пятых всего объема европейского ITT-рынка, в абсолютном выражении это около 245 млрд евро. По оценкам авторов EITO, в минувшем году объем предоставленных услуг вырос на 9,5%, однако в текущем году рост вряд ли превысит 6,7%. Свою роль в замедлении развития сыграют обострение конкуренции, падение цен и приближение рынка мобильной связи к уровню насыщения в некоторых странах.

Не стоит думать, однако, что прошедший год для операторов оказался безоблачным. Период многомиллиардных инвестиций в расширение коммуникационной инфраструктуры сменился их неожиданным замораживанием. Многие корпоративные заказчики резко ограничили свои расходы на услуги связи, так что существенная часть введенных в эксплуатацию телекоммуникационных ресурсов оказалась невостребованной. Результатом стало банкротство многих фирм, недавно вышедших на телекоммуникационный рынок, и даже таких крупных операторов, как компания Global Crossing, сделавшая огромные инвестиции в развитие своего бизнеса в Европе. Значительные потери имели место, например, в секторе услуг широкополосного доступа. В минувшем году с телекоммуникационного рынка исчезли Formus Communications, Teligent и WinStar Communications, развернувшие сети фиксированного беспроводного доступа, в частности, в Европе. Не лучше обстояло дело и в секторе xDSL. В той же Великобритании из 40 операторов, которых в свое время прочили в конкуренты British Telecom по части предоставления услуг на «последней миле», к концу года осталось только три компании. Конечно, уменьшение числа «игроков» на этом поле можно объяснить сложностями, с которыми сталкиваются альтернативные операторы при попытке получить полноценный доступ к абонентским окончаниям. Однако даже в Германии, которая в решении указанной проблемы продвинулась гораздо дальше Туманного Альбиона, вклад альтернативных операторов (вроде Mannesmann Arcor) в общий объем услуг DSL-доступа на фоне сегодняшних успехов Deutsche Telekom практически незаметен.

Электронная коммерция

По признанию ряда экспертов, Internet и электронная коммерция оставались теми рыночными оазисами, которые обеспечили общий рост европейской ITT-индустрии. К концу прошлого года в странах Западной Европы насчитывалось 148,5 млн пользователей Всемирной сети, или около 38% общей численности населения. Наибольшую популярность глобальная сеть приобрела в Великобритании и Скандинавских странах, где по Internet с той или иной периодичностью путешествует каждый второй житель (табл. 1).

Согласно прогнозам, в 2005 году во Всемирную паутину попадут уже 63% западноевропейского населения. Стремительному расширению Internet-аудитории будут способствовать большая осведомленность пользователей о возможностях, которые предоставляет новая информационная среда, проникновение на рынок разнообразных типов оконечных устройств, появление более удобных тарифных схем и общее падение тарифов на услуги доступа, развитие сегмента широкополосного доступа, увеличение числа сайтов на национальных языках, а также реализация программы «Электронная Европа» (eEurope), активно поддерживаемой Евросоюзом. Наряду с этим имеют место факторы, оказывающие негативное влияние на рост популярности Всемирной сети: общее замедление темпов экономического роста, недостаточно высокий (по сравнению с США) уровень компьютеризированности частных домовладений, проблемы безопасности.

Тем не менее ожидается, что помимо увеличения суммарной численности европейской Internet-аудитории, в 2005 году около трети ее будет активно использовать Internet для приобретения товаров и услуг. Уже в текущем году западноевропейский рынок электронной коммерции должен достичь объема в 171,6 млрд евро, причем пока лидирующие позиции на нем занимают Германия и Великобритания (табл. 2). Если верить прогнозам, в ближайшие четыре года объем этого рынка вырастет в десять раз (до 1,68 трлн евро), при этом преобладание сектора B2B над B2C сохранится.

Курс на восток

Мысленно переместившись от Великобритании и Франции к Германии и далее в страны Центральной и Восточной Европы (CEE), мы увидим совершенно иную картину. На фоне более скромных абсолютных показателей рост здесь наблюдался повсеместно и во всех секторах ITT-рынка. Согласно оценкам EITO, в 2001 году его совокупный объем увеличился на 13% и достиг 30,5 млрд евро. Ожидается, что в наступившем году темпы роста немного снизятся (до 8,2%), а объем рынка достигнет 33,2 млрд евро. В региональном разрезе более трети в суммарном объеме продаж (т. е. около 10 млрд долл.) сегодня приходится на Польшу.

В отличие от ситуации, сложившейся в Западной Европе, в странах CEE наблюдается явное доминирование отрасли связи: в прошлом году из упомянутых выше 30,5 млрд евро на нее пришлось почти 72%. Успешное развитие индустрии телекоммуникаций в государствах Центральной и Восточной Европы в последние годы было обусловлено рядом факторов. Едва ли не определяющей стала давно ожидавшаяся либерализация рынка услуг фиксированной связи, которая уже состоялась в наиболее экономически развитых странах региона, а в 2003 году должна завершиться в остальных государствах. Положительную роль сыграли также бурный рост количества частных компаний, особенно относящихся к среднему и малому бизнесу, поддержка со стороны международных организаций и приток иностранных инвестиций.

В Центральной и Восточной Европе наблюдается настоящий бум мобильной связи. В результате, например, в Чешской республике уровень охвата населения услугами сотовой телефонии сравнялся с таковым для ведущих государств Западной Европы. А вот с популярностью Internet ситуация иная. По имеющимся оценкам, среднемесячная аудитория Всемирной сети в конце прошлого года составляла около 11% всего населения, что заметно ниже аналогичного показателя для Западной Европы. Как полагают аналитики, подобный разрыв будет сохраняться в течение еще нескольких лет, причем по тем же причинам, которые сдерживают рост числа киберпутешественников и в России: дороговизна персональных компьютеров и высокие тарифы на услуги доступа в сравнении с уровнем располагаемого среднедушевого дохода.

Как и в остальных частях света, в регионе CEE тоже есть свои лидеры и аутсайдеры. Некоторое представление об объемах рынка ITT в разных странах могут дать сведения о совокупных расходах на информационные технологии, представленные в табл. 3. Приведенные в ней цифры стоит сравнить с показателями для России. По очень грубым оценкам автора, суммарный объем ITT-рынка в нашей стране в прошлом году составил около 15 млрд евро, из которых 4,5 — 5 млрд евро пришлось собственно на рынок информационных технологий. Если принять, что валовый внутренний продукт за тот же период приблизительно равнялся 265 млрд долл. (около 300 млрд евро, данные Рабочего центра экономических реформ при Правительстве РФ), то получится, что по доле расходов на IT в объеме ВВП (не более 1,9%) наша страна находится где-то между Болгарией, Словенией и Литвой. Что же касается расходов на IT, пересчитанных на душу населения (около 35 евро), то здесь позиции России сопоставимы только с самыми отсталыми странами Центральной и Восточной Европы. В этой связи неудивительно, что и доля активных российских киберпутешественников в общей массе наших соотечественников не превышает 3%.

Доминирование телекоммуникационной составляющей в стоимостной структуре ITT-рынка государств Центральной и Восточной Европы привело к тому, что доли остальных секторов пока остаются незначительными. Так, оборот регионального рынка прикладных информационных систем в прошлом году составил 2,3 млрд евро (7,4% всех расходов на инфотелекоммуникации), в этом году он должен вырасти до 2,6 млрд евро. Продажи межсетевого оборудования и устройств для локальных сетей едва превысили 440 млн евро (доля рынка — 1,4%), в 2002 году ожидается их 9-процентный рост.

На ключевых направлениях

Как сказано в начале обзора, телекоммуникационная экспозиция на CeBIT при всей внушительности своих размеров не отличалась большим тематическим разнообразием. Не рискуя ошибиться, можно смело назвать «только» три группы технологий (и соответственно три рыночных сегмента), к которым было приковано внимание как экспонентов, так и посетителей выставки: системы мобильной связи, беспроводные технологии и средства широкополосного доступа. Правда, слово «только» взято в кавычки недаром: потенциал каждого из названных секторов поистине огромен.

Своеобразный ажиотаж вокруг мобильной связи в последние годы традиционен. На сей раз он еще подогревался начавшимся активным распространением сетей GPRS и ожиданием грядущего перехода к системам третьего поколения. И хотя, двигаясь по этому пути, операторы еще набьют себе немало шишек, на выставке можно было увидеть несколько локальных действующих фрагментов сетей UMTS, а также модели телефонов, заранее учитывающие специфику будущих мобильных приложений.

Сектор беспроводных решений в прошлом году «чувствовал» себя явно лучше многих других сегментов ITT-рынка. По единодушному мнению большинства экспертов, именно в 2001 году беспроводные технологии продемонстрировали всему свету, на что они действительно способны. К тому же из многообразия потенциальных вариантов, кажется, определились бесспорные технологические кумиры (семейство 802.11 и Bluetooth), которые будут диктовать направление развития беспроводных сетей передачи данных в ближайшие годы. Наконец, 2001 год ознаменовался выпуском первых коммерческих продуктов стандарта 802.11a, а также массовым развертыванием беспроводных локальных сетей в общественных местах. Все эти события в том или ином виде нашли отражение в ганноверской экспозиции.

В сфере широкополосного доступа заметно возросла популярность решений на базе цифровых абонентских линий. Среди многочисленных разновидностей технологии xDSL в настоящее время доминирует асимметричный вариант ADSL: во всем мире на него приходится около 90% DSL-линий. По темпам внедрения DSL-услуг доступа Европа долгое время отставала от США (исключением можно считать лишь чрезвычайно успешную деятельность T-Online, дочерней структуры Deutsche Telekom), но в последнем квартале прошлого года дело стало меняться к лучшему. Кроме того, постепенно «набирает очки» симметричная технология G.shdsl, стандартизованная Международным союзом электросвязи в феврале прошлого года. Пока она не очень заметна на общесетевом ландшафте, однако, если верить прогнозам компании Gartner Dataguest, в 2005 году около 7% портов DSL-оборудования, устанавливаемого в центральных офисах операторов, будут соответствовать стандарту G.shdsl.

Более подробный рассказ о новинках CeBIT 2002, относящихся к трем названным технологическим областям, читайте в следующих номерах журнала «Сети».

Порция оптимизма

Несмотря на тяжелые времена, организаторы ганноверского шоу уверенно смотрят в будущее. CeBIT продолжает расширяться — и в пространстве, и во времени. Как это ни парадоксально, но именно в 2002 году восстановлена традиция проведения выставки в течение не семи (как все последние годы), а восьми дней. К югу от Ганновера продолжают строиться новые павильоны, которые не только обеспечивают формальное увеличение доступных выставочных площадей, но и предоставляют возможность по-новому структурировать экспозицию. В частности, на CeBIT 2002 до 90% участников сменили место своей традиционной дислокации. Однако главным достижением последнего года следует считать существенное расширение географии проводимых мероприятий.

Решение об организации аналогичных выставок в других частях света было принято руководством Deutsche Messe около трех лет назад, однако его практическая реализация началась только в прошлом году. «Первой ласточкой» стала выставка CeBIT — Bilisim Eurasia, прошедшая в Стамбуле, за ней последовала CeBIT Asia, организованная в Шанхае. Оба мероприятия уже во второй раз состоятся ближайшей осенью, а перед этим — в конце мая — предполагается провести CeBIT Australia.

Но самое любопытное заключается в том, что триумвират из Deutsche Messe, Dusseldorf Messe и Munchen Messe решил проникнуть в святая святых выставочного ITT-бизнеса — на Североамериканский континент, где и без того существуют Comdex, Supercomm, Networld+Interop, PC Expo и множество менее известных мероприятий. Так или иначе, но проведение первой выставки CeBIT America запланировано на 18-20 июня 2003 года. Разместится она на Манхэттене, в том самом Jacob K. Javits Center, где в конце того же месяца традиционно проводится PC Expo. Остается только гадать, чем закончится подобное противостояние. В любом случае — до встречи за океаном.


Европа переводит телефонию на IP

Лозунгами выставки CeBIT в этом году стали консолидация и интеграция. Непростая экономическая ситуация заставила корпоративных заказчиков отложить планы модернизации вычислительных систем и коммуникационной инфраструктуры, одновременно пересмотрев свое отношение к частично устаревшим технологиям и решениям. Подверженность влияниям моды уступила трезвому расчету, и теперь внедрению любой новой технологии предшествует скрупулезный анализ затрат, сроков их окупаемости и выгод, которые то или иное решение сулит основному бизнесу.

По мнению и аналитиков, и производителей, стремление сократить начальные инвестиции и эксплуатационные издержки будет способствовать еще большей популярности конвергированных решений, в которых сегодня ведущая роль принадлежит протоколу IP.

Базируясь на модели компании Forrester Research, подразделение Information and Communication Networks (ICN) корпорации Siemens провело анализ затрат, которые ожидают организацию, имеющую 10 тыс. сотрудников, два центральных офиса и 12 удаленных филиалов, при различных сценариях развития внутрикорпоративной телефонной системы (см. рисунок). Как и следовало ожидать, наименее эффективное решение состоит в простой замене учрежденческой АТС при сохранении раздельных сетей передачи голоса и данных. Немногим лучше оказывается и внедрение новой IP-УАТС либо программного коммутатора. Оптимальный же сценарий сводится к плавному переходу на единую инфраструктуру, в основе которой лежит протокол IP. В течение пяти лет он позволяет сэкономить около 3,7 млн долл.

Затраты предприятий при различных сценариях развития учрежденческой телефонии
Примечание. Показаны затраты (млн долл.) за пятилетний период для организации, насчитывающей 10 тыс. сотрудников.

Источник: Siemens ICN на основе модели Forrester Research.

Надо заметить, что, несмотря на красноречивые результаты подобных модельных расчетов и общую шумиху вокруг VoIP, переход европейских заказчиков на конвергированные сетевые архитектуры до последнего времени происходил гораздо медленнее, чем ожидалось. То же самое можно сказать и про IP-УАТС, внедрение которых в Европе отстает от американского рынка примерно на полтора года. В отчете, недавно опубликованном компанией Frost & Sullivan, называется несколько причин такого положения дел: высокие начальные инвестиции, неудовлетворительное качество сервиса при передаче смешанного трафика по каналам Всемирной сети и др.

По оценкам аналитиков из Frost & Sullivan, в настоящее время на европейские страны приходится около 20% мировых поставок учрежденческих телефонных IP-станций. Тем не менее прогресс в области технологий пакетной передачи голоса может уже в ближайшее время привести к изменению ситуации. Некоторые производители полагают даже, что Европа способна обойти США по продажам IP-УАТС.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями