Полтора года назад компания Verysell начала диверсификацию своего бизнеса по четырем различным сегментам рынка информационных технологий. Как заявил президент Verysell Group Михаил Краснов, изменения в структуре холдинга преследовали несколько стратегических целей: укрепить лидерство в дистрибуции и розничной продаже персональных компьютеров и закрепиться на рынках системной интеграции и телекоммуникаций. По утверждению Краснова задачи, ради которых затевалась структурная перестройка, оказались успешно выполненными. Итоги первого после завершения диверсификации полного календарного года были объявлены на отчетной пресс-конференции.

Общий оборот Verysell Group в 2001 году вырос на 35% по сравнению с 2000 годом и составил 120 млн долл. Эффективность новой стратегии проявилась и в том, что 48% этой суммы пришлось на новые, не связанные с дистрибуцией, направления деятельности. На рынке системной интеграции объемы продаж технологий и услуг составили 30 млн долл. (25% общего оборота). Доля телекоммуникационного направления выросла до 20 млн долл. (16,7% оборота). Но это не главное. По справедливому замечанию Краснова, величина оборота не является показателем, определяющим успешность бизнеса. Главным аргументом остается прибыль. В связи с этим президент Verysell Group подчеркнул, что вновь образованные дочерние компании Verysell-Telecom и «ОБИНКО» обеспечили значительный вклад в общую копилку холдинга.

«Объединенная Интеграторская Компания» («ОБИНКО»), в свою очередь, также является холдингом, объединившим известные на российском рынке компании RPI Expert, vIntegro, Verysell-Проекты и «ОБИНКО Технологии». В минувшем январе внутренняя структура этой компании-интегратора также претерпела изменения, обусловленные политикой диверсификации Verysell Group. Создан новый департамент бизнес-консалтинга. «Его деятельность станет логичным дополнением к спектру услуг в области системной интеграции и ИТ-консалтинга, с которыми компания вышла на рынок полтора года назад», — отметил управляющий партнер «ОБИНКО» Александр Леонтьев.

За 2001 год «ОБИНКО» выполнила 22 масштабных интеграторских проекта, крупнейшими из которых стали комплексные работы по внедрению корпоративной сети компании Halliburton, проект для РАО ЕЭС России (оснащены 32 отраслевых объекта в Центральном регионе, в дальнейшем планируется работа еще в шести регионах страны), переоснащение российского офиса компаний Nestle (с проведением аудита ИТ-системы), а также создание корпоративной почтовой системы SUN Interbrew в России (девять регионов, более 1000 рабочих мест). Наибольшую активность «ОБИНКО» проявила в нефтегазовом комплексе (16% от объема оказанных услуг за год), геологоразведке (13%), финансовой сфере (12%) и промышленном секторе (11%). Существенная доля заказов была выполнена для государственных структур (9%). Проекты для телекоммуникационных компаний и энергетиков составили 10% и 9% соответственно от суммарного объема услуг, оказанных в течение прошлого года.

Как заявил Краснов, позиции «ОБИНКО» на рынке небольших и средних проектов (которые считаются наиболее прибыльными) достаточно сильны, и в первую очередь — в центральном регионе России. Но по причине своей молодости, компании еще не удалось достигнуть лидерства на рынке «тяжелых» заказов. «Стратегическая задача ?ОБИНКО? — к 2005 году войти в десятку крупнейших системных интеграторов страны», — подчеркнул Леонтьев.

По словам Краснова наибольшую динамику роста в холдинге показала, образованная «с нуля», компания Verysell-Telecom. Ее основные направления деятельности — поставки телекоммуникационного оборудования, оборудования для сотовой и стационарной связи, а также комплексная разработка и реализация проектов в отрасли «Электросвязь». В прошлом году общая сумма контрактов, подписанных Verysell-Telecom на поставку оборудования, составила около 40 млн. долл., причем половина из них была выполнена еще до конца года.

В рамках договора о совместной деятельности со швейцарской компанией RCF Corporate Finance реализуемые проекты финансируются по линии товарного кредитования. По словам управляющего партнера Verysell-Telecom Сергея Преснякова, компания помогает своим заказчикам сформировать бизнес-план таким образом, чтобы сразу же после инсталляции оборудования клиент имел возможность получить дополнительную прибыль и начать погашение задолженности. Кредит предоставляется на 3,5-4 года — расчетный срок окупаемости оборудования. Основными клиентами компании являются региональные компании холдинга «Связьинвест». Именно с происходящей реорганизацией последнего Краснов связывает ожидания дальнейшего роста бизнеса Verysell-Telecom.

Пресняков заявил, что в ближайшее время перед компанией стоят две основные задачи. Во-первых, необходимо расширить спектр и объем инженерно-технических услуг. Их доля в обороте компании пока не велика, так как численность сотрудников Verysell-Telecom всего 11 человек. Поэтому в настоящее время Verysell-Telecom чаще выступает в роли генподрядчика проектов, а непосредственную инсталляцию оборудования производят представители вендоров: Alcatel, Lucent Technologies и Avaya. С этим связана вторая задача компании — привлечь отечественных изготовителей оборудования связи. В настоящее время Verysell-Telecom ведет переговоры с московской фирмой «Лотес», единственным в стране производителем комплексов оперативно-диспетчерской связи «Набат». Основными пользователями этой продуктовой линейки «Лотеса» являются подразделения МВД, МЧС, и РАО ЕЭС России. В 2002 году Пресняков планирует инвестировать некоторую сумму в адаптацию «Набата» для гражданского применения и предложить новинку на отечественном рынке.

Оборот традиционного для Verysell бизнеса — дистрибуции по итогам 2001 года составил 60 млн долл. (50% оборота группы). По сравнению с 2000 годом объем продаж вырос на 25%. По словам Краснова, Verysell Distribution продолжит позиционирование в качестве дистрибьютора, сфокусированного на технологически сложную продукцию, требующую развитой сервисной инфраструктуры.

Объем продаж четвертого направления бизнеса группы Verysell — сети розничных компьютерных магазинов, работающих под торговой маркой «Компьюлинк», составил по итогам 2001 года более 10 млн долл. (8,3% оборота Verysell Group) На пресс-конференции сообщалось о создании в августе 2001 года совместного предприятия Торгового дома «Компьюлинк» и концерна «Белый Ветер». Это СП располагает сетью из 12 магазинов, ежемесячные объемы продаж которых превышают 4 млн долл.

В планах группы компаний Verysell на 2002 год — увеличить темпы роста бизнеса и довести общий оборот холдинга в текущем финансовом году до 180 млн долл. Причем Краснов ожидает, что новые направления деятельности обеспечат как минимум половину общего прироста бизнеса Verysell Group. Кроме того, президент группы не исключает возможность попробовать силы в других сегментах ИТ-рынка. В частности, указывались офшорное программирование и сервисы в области Internet.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями