За последние два года решения в области корпоративной IP-телефонии завоевали определенное доверие среди потенциальных потребителей. Несмотря на мировой экономический кризис, отмечается устойчивый рост спроса на конвергентные технологии. Так, по информации Дмитрия Коваля, менеджера по работе с корпоративными клиентами российского представительства компании Cisco Systems, в секторе решений IP-телефонии наблюдается ежеквартальное удвоение объемов продаж. Это происходит на фоне уменьшения покупательского спроса на традиционные УАТС (на 16% за тот же период). На конец прошлого года более 15% всех внутрикорпоративных телефонных вызовов осуществлялось поверх локальной сети. Как прогнозируется, к концу 2003 года данный показатель составит порядка 50% общего числа вызовов.

Среди производителей телекоммуникационного оборудования, поставляющих на рынок конвергентные решения уровня предприятия, особая роль принадлежит Cisco. По большому счету благодаря пропагандистским усилиям фирмы и был сформирован данный сектор рынка. Вступив на этот путь первым, Cisco продолжает сохранять лидерство: она контролирует более 45% всего европейского рынка IP-телефонии, и ежедневно в мире продается около 1 тыс. ее телефонных IP-аппаратов.

Интерес к конвергентной передаче голоса и данных в нашей стране также довольно высок, хотя до недавнего времени он был заметен преимущественно в операторской среде. Сейчас ситуация начинает меняться, и целый ряд крупных (имеющих не одну тысячу рабочих мест) компаний, стали всерьез присматриваться к данной технологии. Часть фирм уже запустили в опытную эксплуатацию небольшие тестовые сети. Такой шаг является вполне оправданным, ведь пользователям необходимо не только ознакомиться на практике с системами IP-телефонии и особенностями их интеграции с традиционными телефонными станциями, но и понять, какую выгоду может принести внедрение новых решений.

Крупные компании могут себе позволить создание тестовых сетей, а остальным решила помочь Cisco Systems. В московском представительстве компании открылся демонстрационный зал решений в области корпоративной IP-телефонии. По словам системного инженера Cisco Екатерины Феоктистовой, там демонстрируется работа самых последних версий приложений и продуктов, появляющихся в России. Кроме того, вниманию потребителей предлагаются конвергентные приложения сторонних разработчиков, в том числе российских. Всего лишь за несколько месяцев эта демо-площадка получила широкое признание среди партнеров и заказчиков Cisco. Сейчас опыт, полученный российским представительством, активно распространяется и на другие европейские офисы компании, но московский демо-зал продолжает оставаться крупнейшим.

На стендах представлены решения в области архитектуры Cisco для передачи голоса, видео и интегрированных данных, известной под названием AVVID (Architecture for Voice, Video and Integrated Data). Стенды оборудованы всеми моделями оконечной аппаратуры, благодаря чему посетители демонстрационного зала могут получить практическое представление о работе корпоративной сети IP-телефонии. Помимо традиционных телефонных сервисов, которые привычны для корпоративного пользователя, в представленных решениях реализован ряд дополнительных услуг.

В первую очередь речь идет о комплексном решении Personal Productivity Applications, нацеленном на повышение производительности труда сотрудников компаний. В него входят система обработки унифицированных сообщений Cisco Unity, программа управления входящими звонками абонента Cisco Personal Assistant, приложения для доступа к корпоративным информационным ресурсам и для просмотра персонального расписания пользователя на дисплее телефонного аппарата. К этой разработке относится и новый продукт Cisco Extension Mobility, позволяющий абонентам получать доступ ко всем сервисам корпоративной телефонной сети с любого IP-телефона (необходимо лишь ввести персональный идентификатор и пароль).

Вторая группа решений включает в себя средства интеллектуальной маршрутизации вызовов Customer Response Applications. Это операторский центр Cisco IP Contact Center и новая система распределения вызовов IP-ICD (IP Integrated Contact Distribution), которую можно интегрировать с интерактивным голосовым автоответчиком (IP Voice Response).

В демонстрационном зале Cisco представлены также решения, обеспечивающие проведение видеоконференций и видеотрансляций поверх IP-сети. Для этих задач служит установленное оборудование семейств IPVC и IPTV.

В ближайших планах устроителей демо-зала — презентация возможностей корпоративной сети IP-телефонии, связанных с подключением удаленных офисов. На стенде будут специально сымитированы низкоскоростные соединительные каналы, которые пока еще весьма распространены в нашей стране.