Разговоры о кризисе в странах Запада уже стали общим местом. Окончательные итоги прошедшего года еще не подведены, но финансовые результаты деятельности ведущих компаний, кажется, ни у кого не оставили сомнений в том, что суммарный объем продаж ITT-товаров и услуг в США и Европе окажется меньшим, чем в 2000 году. Это обстоятельство, а также трудности, с которыми сталкиваются поставщики услуг доступа (о них речь шла в предыдущей «колонке»), дали повод для разговоров о сокращении численности мировой Internet-аудитории и чуть ли не о грядущем закате Всемирной сети, без преувеличения изменившей жизнь миллионов людей. Волна таких рассуждений докатилась и до России: их можно встретить и в прессе, и в Рунете.

Тем неожиданнее выглядят сведения об американских пользователях Сети, опубликованные в февральском докладе Министерства торговли США. Как явствует из этого документа, 2001 год оказался на редкость удачным с точки зрения роста Internet-аудитории. Впервые число жителей США, с той или иной частотой путешествующих по Web, преодолело символический 50-процентный рубеж: в сентябре минувшего года Internet пользовались 143 млн американцев (54% населения), причем различий в уровнях «интернетизации» среди сельских и городских жителей практически не наблюдалось. Самое же удивительное состоит в том, что за год численность Internet-аудитории в США выросла на 26%! По данным Министерства торговли, в тяжелом кризисном году армию пользователей Всемирной сети ежемесячно пополняли 2 млн «новобранцев». Сегодня 45% жителей Америки регулярно пользуются электронной почтой, годом ранее этот показатель составлял лишь 35%. Два из трех американцев (около 174 млн человек) более или менее постоянно имеют дело с компьютером; среди детей и подростков (возрастная группа от 5 до 17 лет) таких пользователей 90%.

По мнению некоторых аналитиков, цифры, опубликованные правительством США, явно завышены. Скажем, эксперты компании Nielsen/NetRatings считают, что в октябре 2001 года Сетью пользовались только 115,2 млн американцев — на 15% больше показателя предыдущего года. Однако на фоне общего спада и 15-процентный рост является блестящим результатом.

В середине марта в Подмосковье будет проходить шестой Российский Интернет-форум, на котором традиционно обсуждаются состояние и проблемы развития отечественного сегмента Всемирной сети. Но прежде чем открывать дискуссионные баталии, имеет смысл выяснить общую «цену вопроса». Процитированный выше доклад правительства США дает хороший повод для сравнений.

В нашей стране основная трудность связана с огромным разбросом данных, приводимых разными источниками. Если в Америке официальная статистика отличается от оценок частных компаний примерно на 25%, то у нас наблюдается расхождение в разы. Так, Минсвязи утверждает, что в России имеется около 4 млн пользователей Internet (2,8% общей численности населения), Gallup Media называет цифру 2,9 млн, «КОМКОН-Вектор» — 3,7 млн, а GfK MR — аж 8,8 млн человек. Такие сведения можно было получить на одном из семинаров РОЦИТ, прошедшем в конце августа прошлого года, то есть они относятся приблизительно к той же временной отметке, что и данные американского правительства. Наблюдаемый разброс связан с несовпадением методик, попытками учитывать только активных пользователей (ядро Рунета) или каждого, кто хотя бы однажды воспользовался каким-либо Internet-сервисом (максимальная аудитория), и т. д. Однако даже если придерживаться самой оптимистичной точки зрения, то окажется, что к концу лета 2001 года не более 6% наших сограждан успели в той или иной мере приобщиться к Сети.

Логично было бы предположить, что на фоне весьма бледных абсолютных показателей имеют место рекордные темпы роста, да не тут-то было. Большинство компаний, занимающихся анализом российской Internet-аудитории, считают, что ее численность увеличивается лишь на 25 — 35% ежегодно. Вот и правительство РФ устами Александра Волокитина, замминистра по связи и информатизации, сообщило в сентябре, что прогнозирует к 2010 году рост числа российских пользователей Сети до 26 млн человек. Другими словами, наша Internet-аудитория будет увеличиваться в среднем на 23% в год.

Так почему же американский рынок услуг Internet-доступа, несмотря на экономический спад и близость к насыщению, продолжает развиваться крайне динамично, а российский, на фоне роста экономики (единицы процентов интегрально, около 15% в год — для отрасли связи), «плетется рысью как-нибудь»? Аналитики отмечают, что уровень компьютеризации нашего населения составляет около 20% и в последние годы практически не меняется. По каким причинам данный показатель застыл на месте, думаю, долго объяснять не надо. Но означает ли это, что для роста местной Internet-аудитории уже обозначился предел?