Международная выставка широкополосных телекоммуникаций, кабельного и спутникового телевидения (девизом которой стала фраза «Шаг в эру конвергенции») прошла с полным аншлагом. Под крышей выставочного павильона в Сокольниках яблоку негде было упасть, а у входа стояла внушительная очередь. Однако главным событием выставки оказалась двухдневная научно-техническая конференция «Телерадиовещание и телекоммуникации в России». На заседаниях 12 тематических секций обсуждались различные аспекты развития отечественной инфраструктуры связи и телевещания, нацеленного на построение глобального информационного сообщества.

Через четыре года...

Как заявил генеральный директор ФГУП «Космическая связь» Борис Антонюк, в 1997 году в мире транслировалось приблизительно 3 тыс. телевизионных каналов. После первой «цифровой революции» 1998 — 2000 годов их число выросло до 8 тыс. Ожидается, что в ближайшие семь лет произойдет второй скачок в развитии цифровых технологий вещания, и тогда, по прогнозам специалистов, общемировое число телеканалов достигнет 24 тыс., причем большинство из них будут транслироваться через спутники.

Бурный рост рынка телевещания не оставит в стороне и Россию. По мнению Антонюка, к 2005 году 68% отечественных телевизионных компаний будут использовать услуги спутниковой связи для трансляции своего сигнала (в 1998 году этот показатель составлял 43%). Если на сегодня в России имеется не более 20 цифровых спутниковых телеканалов, то через четыре года их число вырастет в три-четыре раза. Прибавка произойдет преимущественно за счет региональных телекомпаний.

Другая общемировая тенденция, которая ярко проявилась на российском рынке, — конвергенция сетей широкополосных коммуникаций, а также кабельного и спутникового телевидения. «На современном этапе развития рынка услуг связи и вещания формируется новое направление: заказчикам предоставляются не отдельные услуги, а их комплексные пакеты», — подчеркнул руководитель департамента радио, телевидения и спутниковой связи (ДРТС) Минсвязи России Василий Павлов.

Первоочередные задачи

Взгляды чиновников из Минсвязи и непосредственных участников рынка на перечень первоочередных задач оказались далеко не «симметричными». По утверждению Павлова, наиболее актуальными направлениями развития цифрового телерадиовещания являются разработка отраслевых стандартов, распределение частот и защита отечественных производителей цифрового оборудования. Кроме того, руководитель департамента Минсвязи выразил мнение о необходимости концентрации ресурсов магистральных сетей спутниковой связи у нескольких предприятий федерального значения. При этом Павлов сослался на опыт построения общенациональных сетей сотовой связи.

Такая точка зрения немедленно получила положительные отклики. В частности, начальник отдела развития инфраструктуры ФГУП «Космическая связь» Дмитрий Шаклеев заявил о скорой трансформации ФГУП в полноценного оператора цифровой спутниковой мультисервисной сети. Сообщалось, что «Космическая связь» реализует «Программу обновления российской орбитальной группировки спутников связи и вещания гражданского назначения». Общая стоимость ее реализации составляет поистине астрономическую сумму — 846 млн долл. (из них 257 млн уйдут на выплату процентов по привлекаемым кредитам). Проект поддержан на уровне Правительства РФ, которое согласилось возместить кредитным организациям часть процентной ставки. Одним из условий оказанной поддержки является предоставление спутникового ресурса для нужд Администрации Президента России.

Генеральный директор ФГУП ГПКС подтвердил, что Сбербанк РФ уже выделил на производство, страхование и вывод на орбиту космических аппаратов серий «Экспресс-А» и «Экспресс-АМ» кредитные линии на сумму 101 млн долл. Параллельно с обновлением орбитальной группировки ФГУП будет развивать наземный сегмент мультисервисной сети. По прогнозам Антонюка, выполнение программы позволит ГПКС к 2005 году увеличить свою долю на рынке услуг космической связи с 57 до 73%.

Объективные трудности

Представители негосударственных компаний, ссылаясь на собственный опыт строительства конвергентных сетей, отмечали, что главной проблемой рынка цифрового кабельного и спутникового телевидения является его недостаточная инвестиционная привлекательность. «Хорошо, если ваш проект поддерживают государственные структуры, а деньги на его реализацию дает Сбербанк РФ», — с иронией заметил представитель «Московской телекоммуникационной корпорации» Владимир Сердюк. Для частной компании найти инвестора гораздо труднее.

С другой стороны, невозможно строить операторский бизнес исключительно на основе заемных средств. Причин здесь несколько, и главная, пожалуй, состоит в том, что в России пока нет масштабных проектов, позволяющих на деле доказать рентабельность капиталовложений в создание многофункциональных широкополосных сетей. Конечно же, деньги всегда можно найти, о чем свидетельствует опыт того же «Комкора-ТВ» (суммарный объем инвестиций в проект — 60 млн долл., из которых 30 млн составили кредитные средства). Однако Сердюк выразил сомнение, что в обозримом будущем компания сможет окупить затраты.

В настоящее время российский рынок широкополосных услуг разделен на отдельные сегменты, находящиеся на разных стадиях зрелости. Так, секторы услуг широкополосного доступа в Internet и передачи кодированного ТВ-сигнала не достигли того уровня развития, который сделает инвестиции в них по-настоящему привлекательными. Поэтому при подготовке бизнес-плана Сердюк рекомендовал подробно анализировать текущий уровень зрелости рынка применительно к каждому виду услуг, чтобы точно оценить сроки окупаемости отдельных составляющих проекта и верно расставить акценты инвестиционной программы.

С точки зрения президента Ассоциации кабельного телевидения России (АКТР) Юрия Припачкина, другим серьезным препятствием на пути развития многофункциональных сетей является отсутствие полноценного нормативно-правового обеспечения отрасли. Отметив, что на «рынке без правил» не может сформироваться здоровая конкурентная среда, Припачкин предложил создать в стране «общественно-государственный орган», который займется поиском разумных путей совершенствования нормативно-правовой базы. По мнению президента АКТР, прототипом такого органа может послужить Межведомственная комиссия по цветному телевидению, в свое время сыгравшая важную роль в переходе от черно-белого к цветному телевидению.

Еще об одной из проблем на конференции упоминалось лишь вскользь, хотя ее значение ни в коем случае нельзя недооценивать. Речь идет о необходимости обеспечить информационное наполнение развивающихся мультисервисных сетей. Скудные предложения поставщиков контента пока не в состоянии удовлетворить потребности даже небольшой по российским масштабам кабельной сети «Комкор-ТВ», где оптимально задействовано только 20 каналов из 70 возможных, сообщил Припачкин. Безусловно, отсутствие качественного и разнообразного контента может самым негативным образом сказаться на грандиозных планах развития кабельного и цифрового телевидения в России.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями