Несмотря на заметное увеличение пропускной способности каналов Всемирной сети в последние два года, их возможности по-прежнему не поспевают за взрывообразным ростом объемов Internet-трафика. Сегодня «узкие места» все чаще возникают на так называемой «средней миле». Причины их появления могут быть различны, но следствие — всегда одно: снижение производительности приложений вплоть до отказа в обслуживании. Один из экономически эффективных способов преодоления сетевых перегрузок на «средней миле» состоит в применении средств интеллектуального управления маршрутизацией.

Как известно, в стремлении хотя бы частично застраховать себя от проблем, которые могут возникнуть в сети конкретного провайдера, компании все чаще прибегают к услугам сразу нескольких ISP. Несмотря на то что подобная мультипровайдерская модель заметно снижает чувствительность корпоративной сети к отдельным сбоям, она сильно усложняет работу администратора.

В настоящее время существует единственный инструмент для управления данными о маршрутизации — протокол BGP (Border Gateway Protocol). Он позволяет различным сетям обмениваться сведениями о доступности конкретных префиксов, и эта информация распространяется по всем маршрутизаторам сети Internet.

Появившиеся на рынке средства интеллектуального управления маршрутизацией помогают воспользоваться преимуществами мультипровайдерской модели и одновременно минимизировать проблемы, связанные с применением протокола BGP. Указанные средства осуществляют непрерывный мониторинг производительности для тысяч индивидуальных префиксов и различных путей передачи данных, после чего выбирают оптимальные варианты маршрутизации для отслеживаемых префиксов. В результате сетевой администратор может установить набор правил, которые бы оптимизировали процессы маршрутизации с учетом показателей производительности приложений и ограничений на используемую полосу пропускания и стоимость услуг.

Функции, выполняемые средствами интеллектуального управления маршрутизацией, можно разбить на три основные категории: калибровка, навигация и представление результатов (отчетов).

Функция калибровки отвечает за непрерывный мониторинг потоков данных с целью определить сети, в которые приложение направляет трафик, и оценить их производительность. Для измерения скорости, с которой трафик может быть передан в эти сети, применяются как активные, так и пассивные схемы мониторинга. Полученные данные передаются средствам навигации, которые принимают решение об оптимизации маршрутизации. Фактически они определяют, можно ли удовлетворить требования к показателям производительности и политике оптимизации стоимости услуг, которые заданы администратором. В случае положительного ответа на этот вопрос функция навигации вносит коррективы в текущую схему маршрутизации.

Если же обнаруживается, что при передаче трафика через сеть с минимальными тарифами показатели производительности превышают установленные администратором пороговые значения, выполняется анализ сетей других ISP. Процесс продолжается до тех пор, пока не будет найдет вариант передачи пакетов с требуемыми надежностью и задержкой, обладающий наименьшей стоимостью среди себе подобных. Затем средства навигации выполняют переадресацию трафика на новый маршрут, используя стандартную процедуру BGP.

Функция представления результатов предыдущих действий использует собранные статистические сведения и данные об измененных маршрутах для генерации отчетов о фактически использованной полосе пропускания, стоимости соответствующей услуги, скорости обработки трафика и т. д. Она же открывает доступ к функциям управления пользователями и настройками конфигурации сети.

Подытоживая это краткое описание, можно сказать, что организации, сделавшие выбор в пользу средств интеллектуального управления маршрутизацией, ощутят пользу от их внедрения сразу в нескольких аспектах.

  1. Качество сервиса: производительность сети становится предсказуемой, а значит, ее можно увязать с потребностями конкретных бизнес-приложений.
  2. Оптимизация затрат: применение определенных администратором наборов правил позволяет повысить эффективность использования имеющейся полосы пропускания. Наличие детальных сведений о параметрах сетей разных сервис-провайдеров упрощает выбор конкретного ISP и одновременно позволяет более уверенно вести переговоры о параметрах сервиса, фиксируемых в контракте SLA.
  3. Управляемость: средства интеллектуального управления маршрутизацией представляют собой удобный инструментарий для контроля за соблюдением политики маршрутизации в соответствии с требованиями бизнеса в целом и отдельных приложений в частности. Получаемая с их помощью информация дает возможность осуществлять упреждающий контроль за исполнением контрактов SLA.