Подразделение бизнес-услуг московского представительства корпорации Siemens (Siemens Business Services, SBS) отметило наступление нового года, дав старт циклу ежемесячных семинаров Innovation Meetings, посвященных ключевым технологиям и продуктам SBS для современного бизнеса. На первом таком мероприятии, которое состоялось в конце января, фирма представила стандартизованное консалтинговое решение Electronic@BusinessCheck, реализующее методологию распространения бизнеса компаний на сферу электронной коммерции.

Несмотря на то что словосочетание «электронный бизнес» фигурирует в материалах производителей, бесчисленных презентациях и профессиональной прессе уже не первый год, многие заказчики, решившие всерьез заняться переводом своего бизнеса на электронные рельсы, сталкиваются с нехваткой информации. Как показал недавний опрос 50 западных топ-менеджеров, проведенный фирмой Forrester Research, около 40% респондентов испытывают острый недостаток объективных данных для принятия аргументированного решения о развитии в своих компаниях направления электронной коммерции. Почти такой же процент опрошенных сослались на трудности, возникающие при попытке оценить реальную отдачу от подобного проекта. Что же до внутриполитических соображений, ограниченности ресурсов и проблем интеграции нового направления в существующую бизнес-структуру, то эти факторы отошли на второй план.

Ориентируясь на результаты подобных исследований, SBS разработало модульную архитектуру пакета Electronic@BusinessCheck.

Первый компонент, входящий в его состав, получил название E-fit-for-the-future. Он позволяет заказчику поближе познакомиться со сферой электронной и мобильной коммерции, составить представление о современном состоянии и тенденциях развития этого рыночного сегмента, получить детальную информацию о проектах, выполненных в других организациях. Не менее важный аспект — оценка готовности заказчика к внедрению моделей электронного бизнеса, причем эта готовность анализируется не только с точки зрения общей стратегии компании и состояния ITT-инфраструктуры, но и с учетом особенностей предлагаемых товаров или услуг, занимаемой доли рынка, характера бизнес-процессов, наличия квалифицированных кадров, внутрикорпоративной культуры и ряда других факторов. По итогам первичного исследования организации-заказчика модуль E-fit-for-the-future выдает диаграмму готовности компании в целом и ее структурных подразделений к внедрению моделей электронного бизнеса, особо выделяя слабые стороны и потенциальные риски, требующие первостепенного внимания руководства.

Следующий модуль — E-Business Strategy Check — представляет собой инструментарий для проведения управленческого консалтинга. Его применение начинается с анализа положения дел в компании и выявления так называемых критических факторов успеха в реализации стратегии электронного бизнеса. Сюда входит изучение текущей и прогнозируемой динамики продаж и финансовых показателей по направлениям деятельности или товарным группам, рассмотрение общих рыночных тенденций и позиций конкурентов, сегментирование потребителей, анализ структуры закупок у поставщиков, каналов сбыта, а также потенциальных угроз со стороны поставщиков, клиентов, конкурентов и объективных рыночных обстоятельств и, наконец, оценка необходимого объема финансирования компании в соответствии с выбранной стратегией.

Затем модуль E-Business Strategy Check производит оценку перспективности различных направлений электронного бизнеса и выбор наиболее эффективных решений. На данной стадии фактически оценивается вклад отдельных решений в каждый из выявленных критических факторов успеха, после чего выполняется ранжирование последних. Оценка различных решений проведена с учетом их реальной осуществимости и преимуществ для компании. В конечном счете руководство компании получает конкретный план принятия решений, в котором описываются имеющиеся возможности в области электронного бизнеса и даются рекомендации по их реализации.

Наконец, третий и самый сложный модуль в составе описываемого пакета — e-Business Assessments — дает возможность оценить долгосрочные последствия конкретных мер, направленных на корректировку имеющихся бизнес-моделей. Первоначально он был ориентирован на взаимодействие с ERP-системой корпорации SAP, но затем аналогичные функциональные возможности удалось распространить на продукты компаний Siebel, i2 и Intershop. Эти возможности охватывают:

  • выявление текущей ситуации в организации и формулировку целей, относящихся к внутрикорпоративным процессам, схемам организации бизнеса и применяемым технологиям;
  • идентификацию необходимых действий и сравнение текущего операционного функционирования с ситуацией в похожих компаниях и с успешными примерами из практики;
  • выбор подходящих стратегических и технологических решений с учетом их влияния на будущий бизнес;
  • рекомендуемые меры для высшего руководства компании (компиляция различных решений и планирование, дополненное анализом затрат и сроков окупаемости).

В качестве составной части в данный модуль входит экспертная система LIVE Tools, обобщившая многолетний опыт консультантов из SAP, Siebel и ряда других фирм. Ее применение позволяет на основании различных требований заказчика к электронному бизнесу выдать конкретные рекомендации в отношении необходимого функционального наполнения выбираемой программной платформы, ее адаптации под конкретные бизнес-задачи, возможностей многократного уменьшения числа настраиваемых параметров системы и т. д.

В позиционировании услуги Electronic@BusinessCheck основной упор SBS делает на помощь заказчику в реализации выбранных бизнес-решений, а не на управленческий консалтинг, который предлагают крупнейшие мировые консалтинговые компании. По заявлению Арне Кауффманна, менеджера по продуктам SBS для электронного бизнеса, такое смещение акцентов произведено сознательно и является главным преимуществом SBS; к тому же оно основывается на многолетнем опыте работы корпорации Siemens на рынке информационных технологий.

Другой сильной стороной новой услуги SBS является опора на стандартизованную методологию вывода компаний в сферу электронного бизнеса. Как подчеркнул г-н Кауффман, SBS рассматривает обращение к электронной коммерции в качестве удобного способа расширения уже существующего бизнеса компании, которое заставляет адаптировать к новым условиям имеющуюся бизнес-стратегию, а не создавать последнюю с нуля. Сказанное означает, что наибольшие выгоды от нового предложения SBS получат типичные заказчики, то есть фирмы, использующие как широко апробированные бизнес-модели, так и хорошо известные IT-продукты (класса ERP, CRM и т. д.).

Если сопоставить предлагаемый подход с традиционным консалтингом, то окажется, что заказчик выигрывает сразу по нескольким позициям (рис. 1). Во-первых, применение стандартизованной методологии заметно удешевляет консалтинговые услуги и одновременно сокращает сроки их предоставления (правда, за счет потери индивидуальности работы с каждой конкретной организацией). Во-вторых, уменьшаются последующие затраты клиента, связанные с реализацией выбранной стратегии. В-третьих, благодаря применению инструментария LIVE Tools, расширяются возможности моделирования различных бизнес-сценариев: изменив ответ хотя бы на один из вопросов, задаваемых системой перед выработкой окончательных рекомендаций, пользователь может сразу увидеть влияние того или иного фактора на функциональность и иные характеристики выбираемой системы.

Решение, впервые представленное российским пользователям, уже внедрено компанией в 19 странах мира. Более того, отдельные части пакета Electronic@BusinessCheck подразделение SBS использовало на трех российских предприятиях, работающих с ПО SAP R/3. Новый консалтинговый сервис в своем полномасштабном виде доступен в нашей стране практически уже сейчас. Его предоставлением займутся сотрудники московского отделения SBS, а также привлеченные консультанты из других стран. Консультационные услуги, связанные с модулем E-fit-for-the-future, стоят 5 тыс. евро, с E-Business Strategy Check — около 50 тыс. евро, с e-Business Assessments — примерно 30 тыс. долл. В 30 тыс. евро обойдется и использование экспертной системы LIVE Tools.