Как утверждают аналитики, универсальная служба обработки сообщений (UM) не числится в первых позициях списка востребованных пользователями услуг. Однако выпуск новых продуктов компаниями Cisco Systems и Avaya, а также положительная реакция рынка на ранее появившиеся продукты UM способствуют все более широкому распространению данной технологии.

Cisco ориентируется в первую очередь на корпоративных заказчиков: последняя версия системы универсальной обработки сообщений Unity3.1 рассчитана на поддержку до 7500 тыс. пользователей, что на 2500 тыс. больше, чем обеспечивала предыдущая версия. Кроме того, новая версия характеризуется повышенной степенью защищенности и способностью работать с большим количеством клиентов электронной почты.

Наряду с этим Avaya объявила о намерении интегрировать в свои продукты SIP-протокол (Session Initiation Protocol), разработанный в целях объединения возможностей голосовой и видеосвязи поверх IP и обеспечения работы конференций в режиме реального времени. На международной конференции по вопросам SIP (International SIP 2002 Conference), проходившей в середине января в Париже, эта компания продемонстрировала функционирование SIP на ее IP-телефонах и мультисервисных платформах IP-PBX.

Системы UM (представляющие собой ПО, которое может объединять под единым интерфейсом голосовую связь и электронную почту) были разработаны еще несколько лет назад. Но только теперь, в связи с развитием IP-коммуникаций, барьеры на пути объединения технологий начали стираться, а подобные системы получили хорошие перспективы.

Тем не менее аналитики IDС предсказывают, что в ближайшие годы повсеместного внедрения данной технологии ожидать не приходится, хотя в дальнейшем объединение служб обработки разного типа сообщений будет неизбежным. Общее число почтовых ящиков, обслуживаемых системами UM, уже к 2005 году возрастет в семь раз. В настоящий момент количество обслуживаемых почтовых ящиков только в США составляет 3,1 млн штук. Подобные системы используются не только коммерческими предприятиями и организациями. Часть государственных учреждений (как правило, не слишком озабоченных вопросами эффективного использования ресурсов) также внедряют системы UM — отчасти из желания изменить мнение общественности о себе.

Можно привести и первые позитивные примеры внедрения этих универсальных систем. В городском информационном центре Daytona Beach (где совсем недавно было установлено оборудование VoIP компании Nortel, позволившее связать между собой 23 офиса) cистема UM обслуживает 400 рабочих мест пользователей, обеспечивая прием голосовой и электронной почты в единый ящик. Поначалу потребители восприняли новое оборудование довольно холодно, но через некоторое время оттаяли, по достоинству оценив возможности полного контроля за голосовой и электронной почтой, а также мгновенной отправки факсов прямо из программ обработки текста.

Другой пример: аналогичное мультисервисное решение, но уже от Сisco, было установлено после наводнения в одном из учреждений штата Коннектикут. По словам технического директора этой компании, он не сомневается в полезности данной системы. После внедрения универсальной системы обработки сообщений на базе Unity данный руководитель ожидает значительного увеличения производительности труда офисных сотрудников и повышения эффективности работы службы поддержки.