Успех Федеральной программы «Электронная Россия» во многом зависит от эффективности расходования бюджетных средств, выделенных на ее осуществление. В преддверии запуска этой программы в Москве состоялся семинар на тему «Конкурсные процедуры при реализации федеральных целевых программ в сфере информатизации».

Начальник отдела нормативно-правового обеспечения конкурсной системы государственных нужд Минэкономразвития Александр Сосков изложил общие принципы осуществления госзакупок и перечислил правовые акты РФ, регулирующие порядок проведения тендеров. Сейчас базовым для конкурсного размещения государственных контрактов является Указ Президента РФ от 8 апреля 1997 «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд», однако, по мнению Соскова, в законодательстве есть немало пробелов. Например, тексты действующих руководящих документов содержат три различных определения «государственного заказчика» и четыре интерпретации термина «государственные нужды», а действие закона распространяется только на закупки за счет средств из федерального бюджета.

Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, Минэкономразвития разработало новый законопроект «О закупках и поставках продукции для государственных нужд». Документ предусматривает упрощение процедуры необходимых согласований и содержит положения, уточняющие порядок проведения бесконкурсных закупок. По словам Александра Соскова, 14 ноября проект закона был одобрен правительством, и он уже согласован в 26 министерствах и ведомствах. В настоящее время закон проходит заключительную доработку, после чего будет передан на рассмотрение в Госдуму.

Участники семинара говорили и об особенностях проведения тендеров на поставку ИТ-решений в рамках ФЦП «Электронная Россия». Как заявил директор Института развития информационного общества Юрий Хохлов, специфика таких поставок обусловлена разнородностью проводимых мероприятий и множественностью источников финансирования. Хохлов высказал мнение, что принятие нового закона не решит проблемы нормативно-правового обеспечения закупок для «Электронной России». Отсутствие хорошо разработанной типологии тендеров и утвержденных форм конкурсной документации может привести к тому, что поставщики окажутся в неравных условиях при рассмотрении их предложений. Хохлов считает, что нужно сформировать экспертный совет ФЦП как сбалансированное представительство научных кругов, инвестиционных институтов, органов власти и гражданского общества. Новый орган мог бы функционально дополнить работу конкурсной комиссии на этапе подготовки тендеров.

Решив, что существующие процедуры проведения госзакупок малоприменимы к наукоемкой ИТ-продукции, участники семинара выступили с инициативой создания рабочей группы, которая займется разработкой методических материалов и концепции проведения конкурсов в сфере информатизации. Вопрос о преференциях отечественным производителям на семинаре не рассматривался. По словам главного эксперта Межведомственного аналитического центра Сергея Черпакова, проблема регулируется специальной статьей Федерального закона № 97, где прямо говорится о приоритете российских производителей перед зарубежными. Последние могут быть допущены к участию в конкурсах только в двух случаях: если представленная ими продукция в России не выпускается или ее производство признано нецелесообразным. Правда, критериев, определяющих подобную ситуацию, с момента принятия закона до сих пор не разработано.