Руководящий документ по телематическим службам, утвержденный Государственной комиссией по электросвязи при Государственном комитете Российской Федерации по связи и информатизации (ГКЭС) 30 июня 1999 года, определяет телематические услуги следующим образом. Это услуги, оказываемые с помощью сетей электросвязи, к которым относятся передача электронных и голосовых сообщений, организация аудио- и видеоконференций, факсимильной связи и др. за исключением телефонии, телеграфных услуг и передачи данных. В отличие от сервисов передачи данных телематические услуги включают в себя обработку и хранение информации пользователей.

Телематика находится на стыке услуг связи и обработки информации. Соответственно на ее правовой статус влияют как законодательство о связи, так и нормы, регулирующие оказание информационных услуг. Предоставление телематических услуг, помимо Конституции и норм международных договоров, регулируется правовыми актами о создании, передаче, обработке и хранении информации, о средствах массовой информации, об интеллектуальной собственности (включая законы об авторском праве), а также федеральным законодательством о связи. Основными законами, регулирующими эту сферу деятельности, являются:

  • Федеральный закон от 20 февраля 1995 года «Об информации, информатизации и защите информации»;
  • Федеральный закон от 4 июля 1996 года «Об участии в международном информационном обмене»;
  • Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года;
  • Федеральный закон от 18 июля 1995 года «О рекламе»;
  • Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 года и Закон РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» от 23 сентября 1992 года;
  • Федеральный закон «О связи» от 16 февраля 1995 года.

При исследовании проблем государственного регулирования телематических услуг помимо вышеназванных норм необходимо анализировать проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 16 февраля 1995 года ?О связи?», подготовленный Минсвязи России в прошлом году. Данный проект отражает современные тенденции развития отрасли связи, хотя и не лишен определенных недостатков, требующих его серьезной доработки.

Указанный проект предусматривает существенное расширение полномочий Министерства связи РФ, причем некоторые из этих полномочий пересекаются со сферой ответственности иных органов исполнительной и судебной власти. Так, согласно статье 21 проекта федеральный орган исполнительной власти в области связи уполномочен вести реестр операторов, которые занимают существенное положение в сети связи общего пользования, принимать решения о включении или исключении из этого реестра тех или иных операторов, разрешать споры между операторами связи (в том числе возникающие в случае присоединения сетей связи) и создавать в случае необходимости свой постоянно действующий третейский суд.

Наличие подобных полномочий, на наш взгляд, может привести к переходу основного количества споров между операторами связи из юрисдикции арбитражных судов в юрисдикцию созданного при Минсвязи третейского суда. Эта перспектива становится особенно реальной, если статья 21 анализируется в совокупности со статьей 18 того же законопроекта. Управляя деятельностью операторов связи, занимающих существенное положение на рынке, Минсвязи сможет включать в текст соглашений о пропуске трафика и прочих договоров положения о подведомственности всех споров своему третейскому суду. Опасность такой тенденции, как нам представляется, очевидна.

В статье 2 проекта вводится термин «нумерация», под которым подразумевается «цифровое, буквенное, символьное обозначение или их комбинация, включая коды, предназначенные для однозначного определения (идентификации) сети связи или/ ее элементов». Под данное определение вполне подпадает как обозначение номеров телефонов, так и IP-адресация, а также обозначение доменных имен в телекоммуникационных сетях, в том числе Internet.

Согласно статье 27 рассматриваемого проекта, федеральный орган исполнительной власти в области связи имеет право изменять систему нумерации. Предусматриваемые изменения и срок их осуществления подлежат опубликованию. Операторы сетей связи, которых касаются изменения, обязаны их реализовывать в установленные сроки с оплатой всех необходимых расходов. При этом сроки, в которые должна проводиться публикация, в данной статье не указываются.

Порядок рассмотрения заявлений о выдаче лицензий устанавливает лицензионные платежи в размерах, существенно превышающих предусмотренные Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности». По сути, соответствующей статьей вводится необоснованно высокий обязательный платеж, взимаемый с операторов связи в виде лицензионного сбора. Его размер будет составлять 1 тыс. руб. (при выдаче лицензии по конкурсу) или 15 тыс. рублей (без конкурса), умноженные на количество субъектов Российской Федерации, на чьей территории будет действовать запрашиваемая лицензия. Таким образом, путем несложных арифметических операций можно подсчитать, что для получения лицензии на всю территорию РФ без конкурса оператору потребуется заплатить 1,335 млн руб.

Кроме того, разработчики проекта планируют ввести обязательные ежемесячные отчисления в Фонд универсального обслуживания абонентов сети общего пользования. Их размер составит 3% от выручки, полученной от оказания услуг связи и уменьшенной на сумму выплат другим операторам за пропуск трафика (статья 59).

Пунктом 3 статьи 54 допускается безакцептное списание задолженности пользователей связи (юридических лиц) на основании показаний оборудования, осуществляющего учет объемов оказанных услуг. Таким образом, оператор связи в случае неоплаты его услуг сможет предъявить в банк, где обслуживается неплательщик, требование о списании средств и принудительно взыскать с него денежные средства без судебного решения. Однако такой порядок противоречит Конституции, что неоднократно подчеркивалось в постановлениях Конституционного суда РФ.

Вызывают обеспокоенность и положения проекта, касающиеся штрафных санкций. В общем и целом эти положения носят драконовский характер. Так, за непредоставление по требованию Федерального органа исполнительной власти в области связи документов или иной информации штраф устанавливается в размере до 10 тыс. руб. (для сравнения: по Налоговому кодексу РФ за аналогичное действие предусмотрено взыскание в размере 50 руб.).

Подводя итоги вышесказанного, следует подчеркнуть, что подготовленный Министерством РФ по связи и информатизации проект Федерального закона нуждается в значительной доработке для приведения в точное соответствие с духом и буквой Конституции Российской Федерации, а также с современными тенденциями совершенствования российского законодательства. К этим тенденциям относятся устранение административных барьеров в предпринимательстве и создание нормативных основ для развития конкурентных открытых рынков услуг связи.

Наряду с федеральными законами немалую роль в регулировании данной сферы общественных отношений играют подзаконные нормативные акты, а также официальные разъяснения министерств и ведомств, среди которых можно назвать следующие.

  • Приказ Госкомсвязи РФ от 27 марта 1999 года. № 47 «Об утверждении Общих технических требований к системе технических средств по обеспечению функций оперативно-розыскных мероприятий на сетях (службах) документальной электросвязи», предусматривающий создание системы СОРМ в сетях документальной электросвязи (включая Internet).
  • Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 26 июля 2000 года, поясняющее, что расходы на разработку, создание и обслуживание рекламного Web-сервера относятся к расходам на рекламу и включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).
  • Письмо МНС РФ от 11 мая 2000 года «О порядке налогообложения организаций, размещающих периодические издания в сети Интернет».
  • Письмо Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 20 января 2000 года «О возможных мошеннических схемах при торговле ценными бумагами с использованием сети Интернет».
  • Инструктивные указания Госарбитража СССР от 29 июня 1979 года «Об использовании в качестве доказательств по арбитражным делам документов, подготовленных с помощью электронно-вычислительной техники».
  • Письмо Главного управления Госсвязьнадзора РФ при Минсвязи России от 19 марта 2001 года «О лицензировании услуг телематической службы».

Действующим законодательством урегулирована значительная часть вопросов, связанных с оказанием телематических услуг. Вместе с тем еще остаются законодательные пробелы и трудности в применении отдельных положений законов и подзаконных нормативно-правовых актов, созданных в «дотелекоммуникационную эпоху». Автором настоящей статьи подготовлены и представлены в Комитет по информационной политике Государственной думы Российской Федерации предложения по устранению ряда таких законодательных пробелов, а также проект Федерального закона «О правовом регулировании оказания Интернет-услуг», с которыми можно ознакомиться в Internet по адресу www.Pravo.Lnet.ru.