NWG констатирует успех программы по IP-телефонии

Владимир Репин: «Nord-West Group является крупнейшим дистрибьютором Avaya в России»
Компания Nord-West Group, получившая в августе статус «золотого партнера» Avaya, подвела итоги программы продвижения конвергентных IP-решений на базе оборудования этого производителя. В целом руководство NWG оценивает результаты программы как весьма успешные, однако каких-либо цифр, отражающих объемы продаж оборудования Avaya, на пресс-конференции названо не было. «Таково решение наших акционеров, — пояснил позицию компании заместитель генерального директора Владимир Репин. — Главное, наш вендор хорошо знает ситуацию и может подтвердить, что NWG является одним из его крупнейших дистрибьюторов на российском рынке».

Поверив на слово руководству NWG и приняв во внимание поддержку со стороны российского представительства Avaya, перейдем к деталям. Программа стартовала в сентябре прошлого года с маркетинговой акции «Академия алхимии», которая ознаменовала собой начало активного продвижения продуктов семейства Network Alchemy. Эти продукты — классический пример интегрированных телекоммуникационных систем для малых и средних офисов, которые совмещают в себе функции PBX, концентратора LAN и устройства доступа в Internet, снабженного межсетевым экраном. Системы выпускаются в двух модификациях, ArgentOffice и ArgentBranch, которые отличаются друг от друга поддержкой ряда дополнительных функций. Они способны передавать по каналам IP сжатый оцифрованный голос, причем ArgentOffice обрабатывает до восьми цифровых каналов, а ArgentBranch — до 20 с выделением под каждый канал полосы пропускания 6,3 Кбит/c.

Следующим шагом в популяризации решений IP-телефонии от Avaya стало предложение партнерам оснастить телекоммуникационные серверы Definity модулями для передачи голоса поверх IP. Здесь также можно назвать две группы продуктов — Definity IP Абонент и Definity IP Соединительные линии. Устройства первого семейства используются в качестве нового типа абонентов телефонной станции, которые подключаются к ней с помощью каналов IP. В качестве терминала выступают специальный телефонный аппарат либо программный эмулятор (SoftPhone), поддерживающий стандарт H.323. Модуль Definity IP Соединительные линии, в свою очередь, предназначен для построения выделенной телефонной сети на базе протокола IP. Данный продукт способен взаимодействовать со шлюзами IP-телефонии других производителей, а сам сервер Definity может играть в этом случае роль контроллера домена сети H.323.

Наконец, последней инициативой NWG в области популяризации IP-телефонии стали поставки в Россию (начиная с III квартала 2001 года) коммуникационного сервера IP600. Как отмечают в компании, это новаторский продукт, призванный изменить традиционные представления об офисной АТС. В небольшом устройстве сконцентрированы почти все известные типы оборудования, предназначенного для офисной связи, включая шлюз IP-телефонии и контроллер домена, сервер голосовой и факсимильной связи, Web-сервер для администрирования и поддержки функциональности операторского центра. IP600 рассчитан на обслуживание от 20 до 200 абонентов каких угодно типов — аналоговых, цифровых или IP. Кроме того, он поддерживает все виды телефонной сигнализации, что характерно для станций Definity. Коммутационная платформа работает под управлением среды Unix, а все приложения выполняются на сервере Windows NT. Результатом раздельного использования вычислительных ресурсов стала надежность IP600, оцениваемая величиной 99,999%.

Все перечисленные продукты, а также гигабитные коммутаторы семейства Cajun, аппаратные IP-телефоны серии 4630 и модули абонентского выноса R300 составляют основу решений Avaya ECLIPS (Enterprise Class IP Solutions). Заместитель генерального директора Avaya по России и СНГ Сергей Купцов, немного подумав, решил, что будет более правильно подразумевать под ECLIPS не просто некоторый набор совместимых IP-продуктов, а общую корпоративную идеологию построения конвергентных сред. В общем, да простят меня представители Avaya, идеология ECLIPS в чем-то сродни архитектуре Cisco AVVID, хотя в этих случаях для достижения интеграции голоса и данных используются разные компоненты. Сергей Купцов особо подчеркнул, что основная идея ECLIPS — взять лучшее из довольно антагонистичных миров LAN-телефонии и конвергентных станций IP-PBX. По мнению специалистов Avaya и ее дистрибьюторов, именно в секторе «средних» (или «промежуточных») решений ожидается наибольший спрос со стороны корпоративных заказчиков.

Впрочем, если обратиться к европейскому опыту продаж телекоммуникационного оборудования, можно сделать вывод, что и в России вендоров ждут нелегкие времена. Телекоммуникационный рынок постепенно насыщается, следовательно, объемы продаж базовых продуктов — АТС и коммуникационных серверов — скоро начнут сокращаться. Дальнейшее развитие отрасли пойдет по пути функционального апгрейда действующих станций, а не наращивания портов. С одной стороны, у Avaya и ее конкурентов есть готовые решения, призванные наполнить телекоммуникационную инфраструктуру требуемым «содержимым» (например, операторские центры). С другой стороны, основу продаж Avaya в нашей стране по-прежнему составляет базовое оборудование. И этому есть косвенные подтверждения.

Владимир Репин и Сергей Купцов крайне неохотно говорили об объемах продаж оборудования с поддержкой технологии VoIP и решений для функционального апгрейда действующих станций. В конце концов выяснилось, что за время действия программы продажи оборудования VoIP выросли в три — пять раз, но составили всего 2% общего финансового оборота (если учитывать сбыт коммутаторов Cajun, то 30%). Доля готовых приложений (в том числе использующих инфраструктуру IP) в структуре продаж Avaya составляет «десятки процентов», что также весьма расплывчато. Тем не менее Сергей Купцов привел вполне конкретные цифры рыночных прогнозов: объем данных, передаваемых по IP, вырастет к 2003 году на 62%, объем трафика телекоммуникационных приложений — на 115%, тогда как объемы традиционной телефонии возрастут всего на 1%. Вопрос в том, готовы ли заказчики верить этим прогнозам, ведь однажды аналитикам уже пришлось спешно корректировать свои стремительные графики.