На пути к «базовой услуге»

Дмитрий Бурков: «Подавляющее большинство региональных операторов IP-телефонии используют каналы «Ростелекома»
Как известно, IP-телефония достигла наиболее значительных успехов на рынке междугородной и международной телефонной связи. Это подтверждается как объемами передаваемого по IP-сетям голосового трафика, так и интересом к технологии пакетной передачи голоса со стороны традиционных операторов.

Выступая на открытии шестой ежегодной конференции по IP-телефонии, Игорь Масленников, директор по развитию бизнеса компании CompTek, озвучил любопытную точку зрения. По его мнению, эта технология (отмечающая пятилетнее присутствие на российском телекоммуникационном рынке) переживает сегодня новое рождение.

По информации, приведенной председателем исполкома Ассоциации документальной электросвязи (АДЭ) Аркадием Кремером, в нашей стране выдано свыше 1 тыс. лицензий на предоставление телематических услуг в области голосовой связи. Конечно, не все компании, получившие такие лицензии, закрепятся на российском рынке, но в любом случае число конкурирующих игроков заметно возросло. В результате одной из самых актуальных становится проблема взаимоотношений между операторами.

Подавляющее большинство региональных операторов вынуждены подключать свои узлы IP-телефонии к сетям ограниченного числа московских провайдеров, имеющим выход в глобальные сети. Неудивительно, что вопросы транзитного пропуска трафика, условий его предоставления и взаиморасчетов между операторами (организация clearinghouse) в докладах альтернативных операторов занимали центральное место. Представители таких известных игроков российского рынка, как Tario, OSS, RGC, «Дионет», «Совинтел», «Глобал Один» и российский офис шведской компании Telia, приводили массу аргументов в пользу сотрудничества с ними региональных компаний. Главные козыри здесь — гибкая тарифная политика, отлаженный биллинг (включая возможность его аутсорсинга), совместимость оборудования различных производителей и гарантированное качество связи.

Менеджер по развитию бизнеса компании Cisco Арсений Тарасов заявил, что основной проблемой провайдеров IP-телефонии на нынешнем этапе развития отрасли становится масштабирование ресурсов сетей. Однако этот тезис не послужил поводом для оживленной дискуссии. Участники конференции утверждали, что их бизнес по предоставлению услуг IP-телефонии еще не достиг той критической массы, когда проблема масштабирования сетей начинает проявляться. Подождем до следующей конференции.

Использование вертикально интегрированной архитектуры сетей IP-телефонии вполне оправданно по экономическим соображениям, ведь далеко не каждый из региональных операторов способен арендовать множество каналов связи для выхода во все крупные российские города и зарубежные страны. В то же время для местных операторов, по мнению сотрудника ижевской компании «Марк-ИТТ» Александра Ермолаева, очень эффективным оказывается развитие прямых партнерских связей с регионами-соседями. Как показывает статистика, доля международных вызовов в российской провинции весьма невелика, а основной трафик приходится на Москву и ближайшие области. Но организация связи с соседним регионом через московский узел приводит к существенному росту себестоимости вызова, в результате чего междугородные тарифы провайдеров IP-телефонии становятся более высокими, чем у телефонных операторов.

Отдельно следует упомянуть о проекте ОАО «Ростелеком». Этот крупнейший владелец магистральных каналов собирается развивать собственную инфраструктуру VoIP, которая свяжет между собой сети региональных операторов — как признанных, так и альтернативных. К докладу советника генерального директора по новым технологиям «Ростелекома» Дмитрия Буркова участники конференции проявили повышенное внимание. Это вполне понятно, так как новый проект сможет составить серьезную конкуренцию бизнесу региональных операторов IP-телефонии, которые в подавляющем большинстве используют каналы «Ростелекома».

Отечественный монополист дальней связи намеревается развертывать собственную инфраструктуру пакетной передачи голоса в три этапа. В I квартале 2002 года следует ожидать появления московского узла. К середине следующего года в целом ряде городов будут запущены в эксплуатацию голосовые шлюзы, размещение которых фактически повторит «географию» узлов действующей транзитной сети «Ростелекома». В реализации проекта решено использовать оборудование Cisco Systems (шлюзы и маршрутизаторы), биллинговую систему Mind CTI (Израиль) и программные коммутаторы (Softswitch) от NetCentrex. В начале 2003 года предполагается начать строительство мультимедийной транспортной сети, в том числе для предоставления услуг корпоративным клиентам. Эта инициатива будет реализована на основе концепции построения мультимедийных сетей, которую Министерство связи РФ должно принять в I квартале следующего года.

Знаменательным событием стало появление на конференции по IP-телефонии самостоятельной секции биллинга. Словно сговорившись, многие докладчики твердили, что биллинг является системным компонентом, «превращающим передовую технологию в реальный бизнес». Несмотря на явное желание участников конференции строить бизнес на базе дополнительных сервисов, основной доход операторов обеспечивают поступления от продажи базовой услуги, то есть передачи голосового трафика. Посему позволю себе не согласиться с положением итогового документа конференции, в соответствии с которым IP-телефония из некачественной услуги «альтернативной междугородной и международной телефонной связи» стала одним из множества инфотелекоммуникационных сервисов на базе IP-протокола.

Вопросы качества обслуживания и выработки методики его оценки также вызвали серьезные споры между участниками конференции. Аркадий Кремер справедливо заметил, что IP-телефония обеспечивает передачу голоса через Internet, а передача голоса была и остается основным видом телекоммуникационных услуг. Оператора IP-телефонии не спасут от банкротства ни электронная коммерция, ни дополнительные сервисы, если голосовая услуга будет иметь низкое качество. Именно поэтому важнейшей задачей дальнейшего становления отрасли IP-телефонии признается выработка согласованных экономических, организационных и технологических правил взаимодействия между операторами.

К сожалению, целый ряд участников рынка не разделяют мнения рабочей группы АДЭ по IP-телефонии в том, что касается нормирования показателей качества услуг и их корректного применения на практике. Многие выступавшие фактически ратовали за метод «научного тыка»: они предпочитают выбирать партнера путем случайного поиска.

Классы качества услуг определены в руководящем документе по телематическим службам, недавно утвержденном Минсвязи РФ, но проблема выработки критериев оценки качества услуг в сетях IP-телефонии остается нерешенной. Второй год подряд она вызывает горячие дебаты на конференции в Виноградово, а особого прогресса в этой области пока не заметно.

Альтернативные операторы не поддержали инициативу АДЭ, предложившей провести полномасштабное исследование российского рынка продуктов и услуг в области IP-телефонии. Это довольно странно, ведь знание рыночных перспектив чрезвычайно полезно для развития бизнеса отдельных компаний. Такую реакцию можно расценить как симптомы «болезни роста» в отрасли. Весьма вероятно, что принятие в штыки предложения о выработке стандартов качества вызвано неспособностью самих операторов обеспечить приемлемый уровень обслуживания. Как следствие, они не желают раскрывать «внутреннюю кухню» своего бизнеса и сведения о реальных объемах передаваемого ими трафика.

Отдельное внимание на конференции было уделено перспективам IP-телефонии в корпоративном секторе. Весьма симптоматично, что по этому вопросу единство мнений продемонстрировали представители компаний Avaya и Cisco Systems, традиционно исповедовавших различные подходы к конвергенции сетевых и телекоммуникационных технологий. По мнению Владимира Смирнова, заместителя генерального директора российского представительства Cisco Systems, в следующем году грядет бум развития корпоративной IP-телефонии, а к 2004 году уже свыше 40% сетей предприятий будут использовать конвергентные решения. В свою очередь, глава представительства Avaya в России Дмитрий Иванников назвал следующий год переломным для идеологии построения корпоративных телефонных систем. Между тем сотрудников операторских компаний (которых на конференции было большинство) в первую очередь интересовали вопросы бесшовного подключения корпоративных клиентов и организации голосовых VPN-сетей.

Хотелось бы немного подробнее остановиться на одном из пунктов повестки дня конференции, обсуждение которого состоялось на заключительном пленарном заседании. Многим показалось, что выступление заместителя руководителя Департамента электросвязи Министерства связи РФ Александра Микова символизировало начало конца той «вольницы», которая царит на рынке IP-телефонии. По его словам, одна из задач министерства — отслеживание происходящих изменений и поиск приемлемых форм регулирования данного рынка в целях обеспечения его динамичного развития. IP-телефония должна поменять свой юридический статус, поскольку она является технической основой предоставления базовых услуг связи. От телематики к базовым услугам и от конвергенции к интеграции технологий — такими, по мнению представителя Минсвязи, должны быть ключевые ориентиры развития этой сферы телекоммуникаций. Именно на основе данных тенденций, а также европейского опыта демонополизации рынка готовится новый закон «О связи».

Тезисы доклада Александра Микова должны были по крайней мере насторожить операторов IP-телефонии. Перевод IP-телефонии в разряд базовых услуг является не столь уж безобидной мерой по отношению к используемым поставщиками услуг моделям бизнеса.

Во-первых, изменение вида лицензий и соответствующих требований неизбежно приведет к существенному сокращению числа игроков на данном рынке. Хотя Минсвязи и обещает упростить процедуру лицензирования, выдвигаемые этим ведомством условия выдачи лицензии на предоставление базовых услуг связи смогут выполнить далеко не все действующие операторы IP-телефонии. Возможно, спокойствие ведущих игроков рынка перед лицом грядущих изменений объясняется тем, что «руками» государственных органов будет сокращено число их конкурентов в регионах. Сейчас крупным провайдерам приходится договариваться с местными компаниями о партнерстве, а после изменения правил игры последние окажутся перед выбором — либо свернуть свою деятельность, либо быть поглощенными более удачливыми конкурентами.

Во-вторых, никто не отменял государственного регулирования тарифов на базовые услуги связи, что в случае с IP-телефонией означает их увеличение до уровня установленных расценок на дальнюю связь. Кроме того, альтернативные операторы будут вынуждены заниматься предоставлением услуг льготным категориям пользователей (в число которых входят государственные организации), а они зачастую вообще «забывают» оплачивать телефонную связь.

В-третьих, весьма вероятно, что операторы IP-телефонии будут невольно вовлечены в процесс перекрестного субсидирования убыточных предприятий отрасли.

В-четвертых, значительно осложнится процедура доступа к сетям международных операторов, так как этот доступ целиком и полностью будет контролировать ОАО «Ростелеком».

Правда, описанный сценарий развития событий на рынке IP-телефонии, в сущности, не является столь уж негативным, особенно если рассматривать его первопричины. Можно утверждать, что IP-телефония как альтернативная независимая отрасль в скором времени сама себя похоронит. В докладе Петера Новака из компании Telia International Carrier приводились такие данные: порядка 20% исходящего международного трафика российских пользователей передается с помощью технологии VoIP. Поскольку «Ростелеком» только собирается выйти на рынок пакетной передачи голоса, то львиную долю этого трафика «осваивают» альтернативные операторы. В кулуарах звучали другие оценки: якобы сейчас доля всего международного и междугородного трафика, передаваемого поверх IP, колеблется от 60 до 90%. Даже наименьшая из приведенных цифр доказывает, что данный вид услуг дальней связи весомо присутствует на рынке, поэтому государство и решило установить над ним более прочный контроль. К слову, рекомендации мартовского форума ITU-T также предоставляют национальным администрациям связи право определять самостоятельную политику регулирования этого вида деятельности.

Злую шутку над провайдерами IP-телефонии сыграла популярная идея полностью вытеснить традиционные технологии передачи голоса. Вспомним хотя бы утверждения представителей компании Cisco, что в ближайшем будущем вся телефонная связь будет осуществляться по пакетным сетям. Интересно, по отношению к кому в этом случае «IP-телефонисты» надеялись остаться «альтернативными»?

Вполне естественно, что большинство участников конференции высказалось за сохранение нынешнего статуса IP-телефонии как разновидности телематических служб и просило учесть это предложение при подготовке окончательного варианта закона «О связи». Как мне кажется, данный факт отражает реальное положение дел в сфере конкуренции между традиционными и альтернативными телефонными операторами: хотя IP-телефония достигла впечатляющих успехов, она еще не успела оформиться как самостоятельный вид связи. Видимо, перевод IP-телефонии в категорию базовых услуг рано или поздно произойдет, но для этого необходим достаточно длительный переходный период.


Факты и цифры

  • Ежегодные конференции компании CompTek, посвященные вопросам компьютерной и IP-телефонии, проводятся с 1996 года
  • 1 июня 1999 года произошла фактическая легализация в нашей стране IP-телефонии как разновидности телематической службы.
  • В четвертой конференции CompTek по IP-телефонии, состоявшейся в декабре 1999 года, приняло участие около 150 человек. На прошлогоднее мероприятие, проходившее в подмосковном поселке Виноградово, прибыло более 250 участников. В работе конференции этого года участвовало примерно 400 представителей свыше 200 компаний и организаций из многих регионов России, других стран СНГ и дальнего зарубежья. По данным организаторов, почти 80% участников представляли операторские фирмы.