Крупнейший российский оператор сотовой связи «Мобильные ТелеСистемы» объявил о модернизации системы расчетов, используемой на всей обслуживаемой им территории. По словам начальника службы расчетов МТС Сергея Строганова, этот шаг был вызван требованиями абонентов оперативно предоставлять информацию о состоянии их текущих балансов.

Как известно, основным расчетным методом в сети МТС являются авансовые платежи. По идее, такой метод должен объединять в себя преимущества кредитной формы оплаты (она характеризуется широким набором операторских услуг и гибкостью тарифных планов) и системы pre-paid (существенно ограничена в разнообразии предоставляемых услуг, но позволяет абоненту контролировать состояние своего лицевого счета в режиме реального времени). Однако на деле при использовании авансовой схемы расчетов возникает технологическая задержка от момента предоставления услуги до ее учета в базе данных и тарификации. Величина такой задержки непостоянна: она зависит от нагрузки на сетевое оборудование и уровня архитектурной оптимизации биллинговой системы. Бывают случаи, особенно при роуминге, когда задержка исчисляется многими часами. Для абонента это означает отсутствие возможности контролировать свои текущие расходы, а для оператора — возрастание вероятности убытков в силу неплатежеспособности абонента.

В основу биллинговой системы МТС положена разработка СBOSS российской компании «СофтПро», в которой используются СУБД Oracle и аппаратные серверы Sun. В обновленном виде система способна поддерживать расчеты с 4 млн абонентов. «Мобильные ТелеСистемы» предпочли CBOSS известным зарубежным аналогам, так как отечественный продукт в полной мере учитывает специфику российской бухгалтерии. Работы по модернизации системы расчетов были проведены совместно специалистами «СофтПро» и МТС. Модернизация позволила значительно сократить задержку при учете оказанных услуг (для абонентов Московского региона она снизилась до 1-2 ч). Был изменен и принцип списания средств со счета клиента за оказание периодических услуг. Раньше, например, ежемесячная плата взималась несколькими порциями в течение некоторого отчетного периода. Это приводило к периодическому резкому снижению баланса, что создавало для абонента психологический дискомфорт. Теперь удалось организовать непрерывное плавное списание абонентской платы — по мере оказания услуг. По словам Сергея Строганова, учет идет едва ли не посекундно.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями