Провинция — понятие не только географическое, но и экономическое, поэтому нет ничего удивительного в том, что ее территория начинается уже в сотне километров от Москвы. На примере Тульской области попытаемся проанализировать процесс формирования региональных рынков сотовой телефонии.

Предпосылки для развития бизнеса операторов мобильной связи в регионе были вполне обоснованными. Тула расположена всего в 193 км к югу от Москвы, население области составляет почти 2 млн человек. Здесь сосредоточены высокотехнологичные оборонные производства, «большая химия» и металлургия. К экономике области проявляют интерес западные инвестиционные компании.

Первый сотовый оператор начал работу в Туле в 1994 году. Местный телекоммуникационный монополист ОАО «Тулателеком» и федеральная сотовая сеть «Сотел» выступили учредителями компании с названием «Тульская радиотелефонная сотовая связь». В качестве технологической основы был принят аналоговый стандарт первого поколения NMT450, пришедший в Россию из Скандинавии. Как известно, он работает в одном из самых «шумных» диапазонов частот — 400 МГц. Первые абоненты обеспечивались телефонными аппаратами Ericsson Hotline весом 2 кг, мощностью 15 Вт и стоимостью 3500 долл. Тем не менее старт «сотовой гонке» был дан.

Конкурент появился не скоро. В феврале 1997 года московский оператор «Мобильные ТелеСистемы» (при поддержке «Русской телефонной компании», производящей цифровые АТС) подключает в Туле два первых телефона на платформе GSM. Абонентам присваиваются федеральные номера, что для местных пользователей было тогда непривычным делом. В том же году на рынке появляется третий игрок — компания «Тульский радиотелефон». Новичок, по сути, являлся филиалом ОАО «Тулателеком» и развивал свой бизнес под известной торговой маркой «Би Лайн». «Тульский радиотелефон» установил всего две базовые станции DAMPS и едва обеспечивал своим покрытием областной центр. Но возможность получить прямой тульский номер и выгодные тарифы поначалу привлекали абонентов. Однако к сегодняшнему дню «Тульский радиотелефон» обслуживает всего лишь тысячу человек и не планирует увеличивать их количество, так как мощность базовых станций исчерпана.

До прошлого года на сотовом рынке области не происходило сколько-нибудь значимых перемен. Неторопливыми темпами росла абонентская база «Тульской сотовой» и МТС, сохранял свои позиции «Тульский радиотелефон». Три оператора использовали различные стандарты, различные модели телефонов и различные тарифные планы. Подходы конкурентов к освоению потребительских ниш были столь непохожи, что они долгое время могли безболезненно уживаться вместе.

Ситуация коренным образом изменилась в 2000 году, после образования тульского филиала МТС. Пришедший в провинцию столичный оператор стремительно расширяет зону покрытия — до 90% территории области. Абонентская плата была снижена более чем в десять раз по сравнению с имевшимися на рынке предложениями. Кроме того, существенно уменьшилась стоимость эфирного времени (территория Тульской области относится к тарифной зоне «Область»), введены дополнительные услуги — в частности, оплата по федеральным картам экспресс-оплаты различных номиналов. В действие был запущен мощный двигатель рекламы. И потребители немедленно отреагировали: абонентская база тульского филиала МТС выросла с 1370 человек в начале 2000 года до 25 тыс. к началу нынешней осени. К середине этого года филиал МТС становится признанным лидером на местном рынке.

«Тульская сотовая» пытается не отстать от главного конкурента и увеличивает зону покрытия до 80% территории области. В стандарте NMT предоставляются дополнительные услуги, такие как переадресация вызова, конференц-связь, уведомление о входящем звонке, автосекретарь (голосовая почта+автоматический определитель номера), автоинформатор о состоянии лицевого счета. К началу 2002 года руководство компании обещает запустить службу коротких сообщений (SMS). К числу прочих удобств следует отнести прямой городской номер (филиал МТС по-прежнему развивает десятизначные федеральные номера). И все-таки небогатый ассортимент телефонных аппаратов и несовременный дизайн отталкивают многих клиентов.

Начало осени отмечено значительным обострением конкурентной борьбы за местный рынок мобильной связи. «Вымпелком-Р» (дочернее предприятие московского оператора «ВымпелКом») открыл в Туле свое представительство, а вся территория области, наряду с другими регионами, расположенными вокруг Москвы, попала в тарифную зону «БиЛайн Центр», где действует единая тарифная политика и условия оплаты услуг. Сегодня в Туле и области задействованы 11 базовых станций «ВымпелКома». Зона обслуживания пока невелика (охвачены город и дорога в Москву), но обещано, что к концу года число станций будет увеличено до 30. Этого количества достаточно, чтобы обеспечить уверенную связь почти во всем регионе. Важным преимуществом «Би Лайна» стала посекундная оплата местных вызовов начиная с первой минуты разговора.

Для абонентов предлагается всего два тарифных плана — «Классический» (с ежемесячной абонентской платой 7 долл.) и «Базовый» (без абонентской платы). С помощью телефонных карт «Би+» возможно пополнение баланса абонента, подключенного по любому тарифному плану. Главным недостатком «Би Лайна» по-прежнему остается недоступность подключения по прямому городскому номеру.

Нетрудно предположить, что в ближайшее время мы станем свидетелями жесткого противостояния двух крупнейших российских операторов мобильной связи за тульский рынок. Судьба местных компаний находится под большим вопросом. Тем не менее карликовый «Тульский радиотелефон», вооруженный двумя базовыми станциями DAMPS, уже пять лет удерживает свою тысячу абонентов от перехода к другим развивающимся операторам. Как ему это удается? Особенности «провинциального» рынка, однако.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями