1 октября компания NTT DoCoMo открыла первую в мире коммерческую сотовую службу третьего поколения (3G). Отсутствие пышных церемоний по этому поводу позволяет предположить, что руководство DoCoMo рассматривает запуск службы как «пробный», по крайней мере пока полностью не убедится в том, какое информационное наполнение и какое терминальное оборудование она в состоянии предложить.

Служба, получившая название Foma, предлагает свои услуги в городах Токио и Иокогама. К декабрю DoCoMo намерена открыть отделения службы в густонаселенном районе Осака — Киото — Кобе в западной части Японии, а также в расположенном в центральной части страны городе Нагоя. Согласно планам компании, со второго квартала 2002 года услуги Foma будут постепенно предлагаться по всей стране.

Теоретическая максимальная скорость передачи данных новой службы, базирующейся на системе W-CDMA (Wideband Code Division Multiple Access), составляет 384 Кбит/с, что в 26 раз выше, чем у высокоскоростной службы сотовой связи самой DoCoMo и в шесть раз выше, чем у самой оперативной службы конкурентов компании. Foma поддерживает пакетную передачу данных (пользователи платят в зависимости от объема отосланных и полученных данных). Она ляжет в основу более быстрой версии службы беспроводного Internet-доступа I-mode. Услугами новой системы смогут также пользоваться владельцы модемов PC-Card.

Еще одна служба передачи данных, основанная на коммутации соединений и поддерживающая скорость передачи 64 Кбит/с, также будет использоваться для столь популярных сейчас мобильных видеоконференций. В DoCoMo приняло решение разместить эту службу в сети с коммутацией соединений, поскольку она предполагает повременную оплату как за обычные телефонные переговоры, хотя и стоит несколько дороже.

DoCoMo подписала соглашение на производство соответствующих мобильных телефонов с десятью компаниями, но только две из них развернули производство к открытию новой службы. Среди этих устройств выпускаемый NEC, стандартный терминал N2001, аналогичный существующим сейчас мобильным телефонам; видеотелефон P2101V, выпускаемый компанией Matsushita Communication Industrial, и ее же P2401 — терминал с модемом PC-Card. Как сообщил Кейджи Тачикава, президент и генеральный директор NTT DoCoMo, к открытию своей службы компания поставила в магазины розничной торговли 20 тыс. базовых терминалов и по нескольку тысяч штук каждой из двух других моделей.

По сравнению с традиционными мобильными телефонами новые аппараты стоят дороже. Магазин DoCoMo в центральной части Токио уже начал продавать эти устройства. Стандартный N2001 стоит здесь 358 долл., P2101V — 525 долл., а плата P2401 — 191 долл. В момент выпуска самые последние модели телефонов I-mode, как правило, продавались по цене от 170 долл. до 250 долл.

Несмотря на довольно высокие цены, Тачикава уверен, что его компания сможет довести число своих абонентов до запланированных показателей. «Мы убеждены, что в этом году число наших пользователей достигнет 150 тыс. человек, — заявил он, имея в виду финансовый год, который завершится в последний день марта 2002 года. — Мы предполагаем, что активнее всего будут продаваться стандартные аппараты, но у корпоративных клиентов популярностью будут пользоваться именно платы передачи данных».

Телекоммуникационные операторы по всему миру не торопятся с выводами и намерены посмотреть, насколько эта служба оправдает ожидания и есть ли вероятность вернуть огромные суммы, потраченные на приобретение в начале 2000 года лицензий на службы 3G.

С той поры их образ успел утратить свою привлекательность: видя, как за последний год упала стоимость их акций, телекоммуникационные компании стали отказываться от вложения средств в создание новых сетей и всерьез задались вопросом, так ли уж всем необходимы мобильные видеоконференции. NTT DoCoMo тоже не избежала судьбы своих коллег — стоимость ее акций сократилась с начала 2000 года более чем на треть, но уверенность руководства компании, которая первой провозгласила курс на 3G, осталась непоколебимой, несмотря на весьма серьезные препятствия на этом пути.

Открытие своей службы компания наметила на май нынешнего года, но в феврале ее буквально потрясла серия обнаруженных дефектов в мобильных телефонах, предназначенных для службы на базе Java. Поскольку DoCoMo находилась под пристальным вниманием компаний всего мира, чему способствовал успех ее беспроводной Internet-службы I-mode и амбициозные планы в отношении 3G, обнаружение этих дефектов поколебало уверенность общественности в надежности компании.

Тучи еще более сгустились после того, как пришлось отложить дату открытия службы 3G из-за невозможности подготовить к сроку все необходимые компоненты. И всего за две недели до открытия службы компания приняла решение действовать более осторожно и запустить ее работу сначала в режиме контролируемого тестирования.

30 мая, в день запланированного открытия, тестирование было начато, и первая группа из 5 тыс. пользователей получила свои мобильные аппараты. Очень скоро стало понятно, что опасения были не напрасны и решение о тестировании оказалось верным. Пользователи жаловались на прерванные звонки, невозможность дозвониться из районов, где, казалось бы, должно поддерживаться гарантированное обслуживание, и на то, что заряда батареи не хватает даже на день.

Тестовый период дал определенную передышку DoCoMo и производителям телефонных аппаратов и позволил устранить дефекты. К началу сентября инженеры выявили 448 проблем, связанных с сетью, хотя, как утверждает представитель NTT DoCoMo Норио Хасегава, к официальному открытию службы они все были решены.

Однако недостатки, связанные со службой «видео по требованию», остались. И хотя на момент открытия службы видеоконференции остались в перечне предоставляемых услуг, видео по требованию из списка услуг было удалено. Это даст компании и производителям телефонных аппаратов больше времени на устранение выявленных изъянов.

Успешное развитие этой службы имеет для DoCoMo весьма важное значение. «К сожалению, I-mode развивается не так быстро, как в прошлом году, поэтому общие темпы развития компании оказались несколько ниже», — заметил Тачикава.

В компании надеются, что Foma позволит ей преодолеть экономический спад и, если все пойдет хорошо, приведет к увеличению объема доходов от абонентских служб.

«Foma предлагает более скоростные услуги, поэтому мы рассчитываем на то, что ее будут использовать активнее, чем традиционную службу 2G, — заметил Тачикава. — Сейчас ARPU (средний доход в расчете на абонента. — Прим. ред.) составляет около 67 долл. в месяц, но предполагается, что для пользователей Foma ARPU составит более 84 долл».

В течение ближайших месяцев, по мере того как эта служба начнет завоевывать пользователей, а разработчики информационного наполнения поймут, что они могут делать с ее помощью, операторы во всем мире будут проявлять к данной технологии все больший интерес.

Мартин Уильямс Служба новостей IDG, Токио

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями